2019 год

Самосвал с грузом интеллекта

В августе на российском угольном карьере торжественно введут в эксплуатацию два белазовских самосвала-беспилотника.
«Вкалывают роботы, а не человек». Желанное когда-то будущее, воспетое в советском кинофильме «Приключения Электроника», становится настоящим, заглядывая даже в глубокие угольные рудники. Сейчас в Сибири апробируют на добыче полезных ископаемых два карьерных самосвала, которым не нужны водители. 130-тонники — детища жодинского БЕЛАЗа — управляются с помощью искусственного интеллекта, совместной разработки российских и белорусских специалистов.
Электрогидравлическая система рулевого управления и тормозов с электронным управлением в интеллектуальном 130-тоннике — авторская разработка белазовцев
Рулить можно и в комфортном офисе
Осенью прошлого года предприятие отметило 70-летие. По случаю юбилея Президент Александр Лукашенко отметил:
— БелАЗ по праву считается флагманом отечественного автомобилестроения. Сегодня заводом реализуется ряд прорывных проектов, способствующих освоению новых видов производств, укрепляющих промышленный и технологический потенциал страны.

К созданию робота специалисты шли постепенно. Как рассказал начальник отдела электронных систем управления ОАО «БЕЛАЗ» Евгений Гучек, прототип карьерного самосвала, который работает без водителя, был создан еще в 2010 году. Тогда вместе с российской компанией «ВИСТ Групп» (недавно вошла в группу компаний «Цифра») наши машиностроители воплотили идею дистанционного управления. Для этого выбрали наиболее востребованный у заказчиков 130-тонник. Появилось удаленное рабочее место водителя: оператор, сидя в комфортном кресле в помещении, по-прежнему крутил баранку, нажимал на педали, отслеживал дорожную обстановку, как совсем недавно водитель в кабине машины, но команды эти самосвал получал на расстоянии.
Удаленное рабочее место водителя
Если заказчик захочет полностью отказаться от традиционного способа управления, мы готовы изменить конструкцию самосвала.
Позже белазовцы создали первоначальную модель робота, которую в течение нескольких лет совершенствовали, оснащая современными видеокамерами, ультразвуковыми датчиками, радарами, лазерными сканерами, системой передачи данных, обеспечивающей связь с центром управления. В итоге в прошлом году на свет появился «интеллектуальный» карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R, заказчиком которого выступила Сибирская угольно-энергетическая компания. Управление машиной уже цифровое. Все задачи она выполняет самостоятельно — от момента погрузки до разгрузки. Оператор центра только задает нужный алгоритм действий и контролирует процесс.

Кстати, автономное управление в роботизированном 130-тоннике — дополнение к традиционному способу вождения. Собственно, машина может работать в нескольких режимах — обычном, с водителем, дистанционном и автономном. В последнем случае предусмотрены наблюдение и координация за работой нескольких самосвалов одновременно.
— Если заказчик захочет полностью отказаться от традиционного способа управления, мы готовы изменить конструкцию самосвала — вовсе убрать кабину водителя, а за счет этого, например, увеличить вместимость кузова, — говорит Евгений Гучек.

Недорого и сердито
Весь технический комплекс самосвала-беспилотника включает в себя более двух десятков различных средств восприятия. В нем реализованы и решения, которыми могут похвастаться немногие лидеры по производству большегрузной техники. Это прежде всего электрогидравлическая система рулевого управления и тормозов с электронным управлением, система управления электромеханической трансмиссией, система пожаротушения, позволяющая оператору включить механизм дистанционно из удаленного центра. Но внешне 130-тонник-робот почти не отличается от обычного. Немаловажно, что его дополнительные интеллектуальные способности существенно не сказываются на цене. И хотя точную стоимость производители называть отказываются, по сравнению с обычным самосвалом такой же грузоподъемности робот обойдется дороже всего на 10 процентов.
О профзаболеваниях можно забыть
А теперь о том, чего стоит ожидать от появления на угольном карьере робота.
Водителям, как известно, нужно обеспечить регулярные перерывы на обед и пересменки. Причиной простоев техники на открытых горных работах может стать масса других непредвиденных личных обстоятельств. Беспилотник свободен от всех человеческих слабостей. И за счет этого, по подсчетам экспертов, время работы увеличивается на 10—20 процентов. Существенно сэкономит драгоценные минуты и часы использование так называемого челночного хода, когда подъезд к экскаватору и отъезд от него выполняются без разворотов.

Евгений Гучек
— При работе беспилотника также исключается изменение стилей вождения, как это бывает при смене разных по опыту и квалификации водителей, — приводит еще один плюс Евгений Гучек. — Оптимальный скоростной режим автоматика выбирает с учетом особенностей дороги и погодных условий.
Но самое, пожалуй, главное, на что можно рассчитывать после внедрения робота, — исключение травмирования людей и развития профессиональных заболеваний у водителей. Полезные ископаемые добывают при температурах от плюс 50 до минус 50 градусов. Участки, где приходится работать, бывают настолько задымленные, запыленные и закопченные, что работать человеку либо невозможно, либо опасно. И в таких ситуациях робот-самосвал просто незаменим.
Погрузчик в придачу
Сейчас на карьерах Сибирско-Уральской энергетической компании в Хакасии два белазовских беспилотника вписывают в технологический процесс добычи полезных ископаемых. Планируется, что в августе они начнут полноценно работать в формате роботизированного участка. Тем временем, как сообщили в пресс-службе БЕЛАЗа, на предприятии разрабатывают дополнение — автономный фронтальный погрузчик. Уже определили модель самосвала, на которую искусственный интеллект можно установить наиболее эффективно и максимально безболезненно для конструкции машины.
По предварительной задумке, погрузчик-новинка будет сам отстраивать 3D-модель горной массы, предназначенной для погрузки, определять порядок действий, соотносить свое перемещение с положением самосвала. А функции оператора сведутся к выдаче экспертных указаний в начале работы и дополнительным действиям в нештатных ситуациях.
«Умным» станет весь карьер
Создание собственного беспилотника для БЕЛАЗа — выход предприятия на качественно новый уровень производства — интеллектуальной грузовой техники. Совместная работа россиян и белорусов над интеллектуальной «начинкой» карьерных самосвалов — свидетельство общих целей и взаимовыгодного сотрудничества двух стран. В дальнейшем проект предусматривает перевод всей техники, задействованной на горных работах — самосвалов, экскаваторов, погрузчиков, буровых станков и железнодорожного транспорта, — на полностью автономный режим. А это новшество для всего пространства СНГ.
Интерес к новинке проявляют компании из Украины, Марокко и ЮАР.
БЕЛАЗ готов расширять рынок сбыта своих беспилотников. Ведутся переговоры еще об одной поставке самосвалов с автономным управлением в Россию. Интерес к новинке проявляют компании из Украины, Марокко и ЮАР.
— Сейчас мы находимся на том пороге, когда спрос на наши карьерные самосвалы может вырасти лавино­образно, — говорит Евгений Гучек.
Стоит отметить, что конкуренция на мировом рынке очень жесткая: японские и американские производители давно активно продают такие модели. Однако и потребность горнодобывающей отрасли в умной грузовой технике увеличивается: максимальная автоматизация технологического процесса горных полезных ископаемых становится всемирным трендом. Роботизированные карьеры уже живая реальность в Австралии, Чили и Канаде.

Елена КОЗЛОВСКАЯ