Без формализма и волокиты: как в стране создавалась служба «одно окно»
Взаимодействие власти и человека — тема, никогда своей актуальности не теряющая. Именно по состоянию работы с гражданами оценивают эффективность деятельности государственных структур. Но как исключить формализм, волокиту и бумаготворчество? Один из инструментов, позволяющих этого избежать, — административная процедура «одно окно».
Курс на дебюрократизацию
Первыми из госорганов, освоивших принцип работы «одного окна», стали нотариальные конторы. В 2005 году нотариусам предоставили дополнительные полномочия на получение от других госорганизаций документов и сведений, необходимых для совершения нотариальных действий. Но официальным годом появления в нашей стране службы «одно окно» правильнее считать 2006-й. Именно тогда началась системная работа по дебюрократизации государственных органов. Был подписан ряд нормативных актов, в которых четко обозначили реализацию нового подхода работы с гражданами. А главной в этом ряду стояла президентская Директива «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Она была подписана 27 декабря 2006 года.
Труженику — не до справок
Президент Александр Лукашенко не раз высказывался о необходимости кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры. Так, 23 декабря 2005 года, принимая доклад о ходе выполнения поручений Главы государства по дебюрократизации работы госорганизаций, он счел недопустимыми факты, когда бы «труженик, который приходит к чиновникам со своими заботами, стоял часами в очереди, думая, соизволят его сегодня принять или придется ехать домой несолоно хлебавши».
— Такого быть не должно, чтобы человек, затратив свой выходной или отпросившись с работы, не попал на прием к чиновнику, — Глава государства потребовал от госслужащих прекратить хождение людей по кабинетам за справками и очертил, как нужно взаимодействовать с теми, кто обратился со своим вопросом.
Чтобы узаконить даже незначительную перепланировку квартиры в Минске, гражданин должен был обратиться 11 раз в 8 районных служб и организаций
В качестве примера Президент привел тогда алгоритм, который сегодня большинству покажется странным и даже нелепым, но, увы, на то время он был для граждан суровой обыденностью. К примеру, чтобы узаконить даже незначительную перепланировку квартиры в Минске, гражданин должен был обратиться 11 раз в 8 районных служб и организаций. А в случае оформления более сложной перепланировки необходимо было уже 26 раз посещать 10 организаций. Понятно, после таких бюрократических процедур человеку вряд ли вообще захочется что-то перепланировать.
— Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый — чтобы запросить нужный ему документ, второй — чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан, — поставил задачу Президент.
Первая скрипка в Минске
В практике местных исполнительных органов идею «одного окна» первыми воплотили в жизнь минчане. Служба заработала в декабре 2005 года во Фрунзенском районе, а в 2006-м — во всех администрациях Минска.
Количество людей, которые обращаются в «одно окно», примерно в четыре раза.
— Поначалу число административных процедур, по которым мы принимали заявления, можно было пересчитать по пальцам одной руки, — рассказывает директор Минского городского агентства обслуживания населения Александр Ефимов. — По нынешним меркам 5—10 видов — это совсем мало. Ведь сегодня их число примерно в двадцать раз больше. Выросло и количество людей, которые обращаются в «одно окно», примерно в четыре раза.
В первые годы 80 процентов заявлений минчан касались жилищных вопросов. Наиболее популярные — о принятии решения о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи, о приватизации жилого помещения, о выдаче справки о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д.
Александр Ефимов
Какие документы нужно принять? Что с ними делать и куда передать? Кто их должен рассмотреть и как контролировать их исполнение?
— В первые годы мы слабо понимали, что собой представляет алгоритм работы на практике, — вспоминает Александр Ефимов. — Поэтому ездили за опытом к соседям — в Россию, Эстонию и методом проб и ошибок внедряли отдельные элементы их практики. Сложнее всего оказалось вести учет прохождения всех документов. Эту проблему удалось решить только после того, как вычислительный центр Мингорисполкома, на базе которого была создана служба, разработал специализированный программный комплекс «одно окно», с помощью которого можно было зарегистрировать документ, передать на исполнение, проследить, есть ли ответ. Не обошлось и без трудностей взаимодействия с другими организациями города. Не все службы были достаточно компьютеризированы, чтобы вести куда более оперативный безбумажный документооборот.
Быстрее других наладили связь с Государственным агентством по земельному кадастру, расчетно-справочными центрами, Беларусбанком, благодаря чему запросить справки о месте жительства, составе семьи, копию лицевого счета стало возможно прямо с рабочего места. А многие документы, например, о состоянии на учете в улучшении жилищных условий или выдаче справки о размере пенсии, граждане могли получить даже в день обращения.
«Одним окном» уже охвачены все сферы процедур, находящиеся в компетенции органов власти Минска
Заметно расширился и перечень административных процедур: физлица и представители бизнеса сегодня могут обратиться по вопросам образования и соцзащиты, строительства и предпринимательской деятельности, загса и торговли, опеки и попечительства. По сути, «одним окном» уже охвачены все сферы процедур, находящиеся в компетенции органов власти Минска.
— Организаций, в которые нам приходится обращаться по письменному бумажному запросу, осталось совсем немного. Например, те, что имеют на балансе ведомственное жилье, — констатирует Александр Ефимов.
К вопросам бренда
Отрадно, что службе «одно окно» было суждено недолго оставаться столичной «фишкой». Этот механизм активно распространялся по всей стране, в итоге став привычной практикой и для жителей глубинки. К сожалению, пока он работает разрозненно, и получение информации на запрос из одного города в другой требует времени. Взаимодействие в межрегиональном формате — это то, над чем еще предстоит работать.
Планку качества для службы «одно окно» с каждым годом поднимают все выше
В прошлом году опыт регионов проанализировали и привели к общему знаменателю, унифицировав все требования к службе — от графика работы до правил размещения информации для населения об ее руководителях. Надо сказать, планку качества для службы «одно окно» с каждым годом поднимают все выше. Если раньше внимание сосредотачивали на организации процесса, налаживании алгоритма прохождения документов, то есть самой сути механизма административной процедуры, то сегодня уделяется внимание и ее «форме». В конце прошлого года законодательно оформили требования к помещениям «одного окна»: там, например, должны быть обеспечены безбарьерная среда и видеонаблюдение, свободный доступ к компьютеру, чтобы человек мог оформить документ самостоятельно в электронном виде, и даже питьевая вода. Для сотрудников службы «одно окно» установили дресс-код, элементы которого — классический синий галстук для мужчин и фирменный синий шейный платок для женщин, благодаря чему служба становится узнаваемой.
А на прошедшем не так давно республиканском семинаре, посвященном административной процедуре «одно окно», поставлена новая задача для исполкомов: совершенствуя электронные сервисы, внедрить дистанционную форму взаимодействия с гражданами. Это позволит свести к нулю антикоррупционные риски.