2019 год

Белорусский модерн: настроимся на лучшее

Удобство для людей – прежде всего: новый взгляд на архитектуру, логистику и градостроительство
Нынешний год в белорусской архитектуре и градостроительстве ознаменован решительным переходом к возведению зданий и сооружений с максимальным использованием современных высоких технологий. И тщательным заделом на долгую перспективу. Прежде всего с позиции удобства для людей. В этом контексте особо заслуживает внимания новый автовокзал в Бресте.

Ворота страны
Западные ворота страны — именно так именуется приграничный город над Бугом, потому и отношение к транспортной инфраструктуре здесь особенное. В 1953—1957 годах было возведено грандиозное новое здание железнодорожного вокзала Бреста в стиле советский ампир, попавшее в свод памятников ЮНЕСКО. В 1985 — 1986 годах открылся новый и современный на то время аэровокзальный комплекс Брестского аэропорта, получивший статус историко-культурной ценности, охраняемой государством. В этом году в городе, активно готовящемся к своему 1000-летию, открылось ультрасовременное здание нового автовокзала.

28 мая 2019 года в 3.00 ночи Брестский автовокзал распахнул большие стеклянные двери по адресу: улица Орджоникидзе, 12. Первым «клиентом», обслуженным здесь, стал рейсовый автобус Минск — Варшава. Предшествовала этому моменту большая и кропотливая работа.
Появилась совершенно новая идея — «посадить» новостройку в створе улицы Карла Маркса
Областная газета «Заря» в декабре 2017 года сообщала, что лишь на создание идеи нового автовокзала ушел почти целый год — так непросто было вписать этот большой и современный объект в историческую часть города. Начальник управления проектных работ ОАО «Полесьежилстрой» Алексей Мельничук рассказывал:

— В жизнь воплощается переработанный проект, второй вариант здания автовокзала. Первый был создан ОАО «Брестпроект» еще в 2014 году. Тогда предполагалось разместить вокзал рядом с бывшей лютеранской кирхой, площади которой планировалось также задействовать в его структуре. Однако с приходом нового мэра было принято решение исторический образ культового сооружения не затрагивать и будущее строение отодвинуть. Так появилась совершенно новая идея — «посадить» новостройку в створе улицы Карла Маркса. Объект этот для города, можно сказать, имиджевый. Знаковый.
Проект Брестского автовокзала рассматривала Белорусская республиканская научно-методическая рада по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры. Специалисты высоко оценили идею сохранения исторической визуализации при полном переформатировании места. В этом конкретном объекте проявилась и принципиальная позиция ОАО «Полесьежилстрой» — все объекты, созданные этим бюро, должны быть тесно связаны с существующей городской архитектурой Бреста. Новое место оказалось более чем удачным: по одну сторону железнодорожных путей — знаменитый вокзал станции Брест-Центральный. По другую — новый автовокзал. Суть архитектурного замысла как раз и заключалась в том, чтобы с «троллейбусной» улицы Орджоникидзе хорошо просматривался возвышающийся над зданием автовокзала шпиль его железнодорожного собрата. Задуманная стеклянной центральная часть автобусного вокзала позволяла не заслонить собой железнодорожный. Более того: новостройка, выполненная в стекле и металле, намеренно повторяет ритм и масштабность исторических зданий Бреста-Центрального.
Дипломант I степени
В ноябре 2017 года проект Брестского автовокзала получил диплом I степени на XII Национальном фестивале архитектуры в Минске. Жюри впечатлил не только полет творческой мысли брестчан, но и предложенная техническая начинка строения, самые современные технологии при создании системы жизнеобеспечения — кондиционирование, видеонаблюдение, системы контроля доступа, информационно-справочная система с цифровым табло.
— Строящийся автовокзал нельзя рассматривать как отдельно взятое сооружение, как просто замок из стекла, — отмечал в 2017 году Алексей Мельничук. — Для такого объекта очень важна транспортная инфраструктура. Он неотрывно связан с проектом реконструкции улицы Орджоникидзе. Над обоими работал один и тот же авторский коллектив, оба выполнялись в одни и те же сроки, поэтому все здесь предусмотрено, учтено и взаимоувязано.
Строители приятно удивили: новый автовокзал заработал уже в мае
«Все основные работы предстоят в будущем году, — писала «Заря» в 2017-м. — С тем чтобы сдать ориентировочно к июню 2019-го». Однако строители приятно удивили: новый автовокзал заработал уже в мае. И в самом деле удался на славу. На торжественной церемонии его открытия Премьер-министр Сергей Румас говорил:

— Уверен, вокзал станет визитной карточкой и украшением областного центра. Брест — западные ворота страны, потому и требования к его транспортной инфраструктуре, внешнему виду, как и к функциональности, высокие. На Брестском автовокзале реализованы смелые идеи. Неспроста проект признан лучшим на Национальном архитектурном фестивале.
«Здание — в стиле модерн, — писала накануне открытия газета «СБ. Беларусь сегодня». — Кассовый зал, одна из касс — для инвалидов, зал ожидания на 250 человек, камеры хранения, бар, 13 платформ». Чуть позже издание информировало еще об одной существенной новинке комплекса: «В Бресте на автовокзале презентовали первую в Беларуси звуковую навигационную систему для людей с инвалидностью «Крокі на гукі». Событие стало долгожданным и важным для людей с ограниченными возможностями. Не удивительно, что на презентацию проекта приехали жители разных регионов страны: Минска, Бреста, Гродно, Витебска, Молодечно... Руководитель учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека», автор идеи Михаил Антоненко отметил, что звуковая система навигации «Крокі на гукі» для людей с ограниченными возможностями крайне важна, а современные средства коммуникации позволяют полноценно ее использовать».

Новая система была тут же испытана клиентами на практике. Для этого пришлось вооружиться смартфонами, скачать программу, которая помогала им ориентироваться на подходе к зданию автовокзала и в его просторных помещениях, приобрести проездные документы на автобус и добраться к посадочной платформе. На все потребовалось несколько минут. Каждый, кто проверял работу системы, оценил ее высоко.
Новостройка стала образцом новой, «парящей», архитектуры, которая все больше проникает на улицы белорусских городов
Но самое важное, пожалуй, другое. Новостройка стала образцом новой, «парящей», архитектуры, которая все больше проникает на улицы белорусских городов. В кровле Брестского автовокзала устроен зенитный (называемый также световым) фонарь — каркас из металла, покрытый стеклом. С его помощью в зал ожидания проникает дневной свет. Подвесные реечные потолки с модными светильниками и архитектурно-декоративная подсветка здания довершают образ строения, ставшего камертоном для создания нового взгляда на городскую архитектуру. И не только на нее. Фактически в районе улицы Орджоникидзе в Бресте создан принципиально новый транспортный кластер. Вместе со зданием автобусного терминала построена крупная транспортная развязка со стоянками и велопарковкой, с полным переформатированием движения и продлением троллейбусной линии непосредственно к автовокзалу. Который в будущем соединят удобным подземным переходом с вокзалом железнодорожным, сформировав грандиозный транспортный хаб международных, внутренних и городских направлений. И став образцом для градостроительства и логистики во всех городах Беларуси.
ПОДАРКИ К ЮБИЛЕЮ

Всего к 1000-летию Бреста, которое будет отмечаться в сентябре этого года, в городе появятся 28 новых объектов. Основные — Западный обход, Кобринский путепровод, городские очистные сооружения, набережная Мухавца, театр кукол, музей «Берестье», станция скорой помощи, хоспис, футбольный манеж, фонтан на улице Советской. К юбилею города над Бугом планируется представить и концепцию дальнейшей реновации территории старого автовокзала и Центрального рынка.

Центр завтрашнего дня
Новое здание не просто собрало под одной крышей все судебные коллегии Верховного Суда, сделав работу судей более планомерной. «Возможности сооружения поистине уникальные, — писала на следующий день после его открытия газета «СБ. Беларусь сегодня». — Это мощный центр, вокруг которого будет формироваться судебная система завтрашнего дня на основе применения передовых информационных и коммуникационных технологий».

В специальном репортаже из нового здания газета «СБ. Беларусь сегодня» информировала читателей о внедренных новинках: «В холле есть плазменные экраны, где может размещаться справочная информация для посетителей, вестись прямая трансляция с различных мероприятий суда. Это часть мультимедийной системы Верховного Суда. Здесь и информационные терминалы. На сенсорной панели — удобные в использовании рубрики. Пожалуйста — сведения про все суды Беларуси с адресами, номерами телефонов и факсов, электронной почтой… Одним прикосновением к панели можно подробнее узнать о том, как обжаловать судебное постановление, оставить и подать надзорную жалобу. Проходим дальше, в комфортный зал Президиума, который может стать и пресс-центром для репортеров. Вот трибуна выступающего со встроенным в нее планшетом и прочей современной «начинкой», как и в самом Президиуме. Здесь также возможна прямая трансляция. Для удобства на каждом рабочем месте есть видео- и аудиоустройства, USB-порт, розетки... Что важно, ничего лишнего. Приятная глазу цветовая гамма. Похоже, работать здесь будет одно удовольствие и судьям, и журналистам».
Объект технически сложный, он насыщен передовыми технологиями, инженерными системами
Главный архитектор проекта Владимир Архангельский (в творческой копилке которого — проекты Дворца Независимости, футбольного манежа и других известных зданий) разъяснил:
— Новое здание гармонично сочетает тематику, внешний вид, материалы и экономный подход. Изначально у нас были сомнения и по поводу парковой зоны, однако ее строительство практически не затронуло: здание возвели на месте бывшей парковки. Объект технически сложный, он насыщен передовыми технологиями, инженерными системами. В отделке все очень лаконично, материалы использованы те же, что и во Дворце Независимости, даже схожие породы камня, а также стекло и металл. Внутри все помещения четко разграничены по зонам, получилось достаточно комфортно.
На суд общественности
Архитектурная и научно-техническая революция коснулась и белорусского правосудия. 5 апреля 2019 года Президент торжественно открыл новое здание Верховного Суда Беларуси. Заметив при этом, что хотел бы, чтобы это сооружение стало чем-то большим, чем лишь местом, где вершится правосудие:
— Здание получилось современным и функциональным. Оно символизирует авторитет судебной власти. Таким и должен быть Дворец правосудия. Я бы очень хотел, чтобы это не был какой-то небесный, отвлеченный храм. Очень хотел бы, чтобы это был светлый, добрый, чистый дом для всей судебной системы. Для всех судей. Чтобы, приезжая сюда, в любое время вы чувствовали себя здесь как дома.
Оснащение здания современным аппаратно-программным комплексом отныне позволяет Верховному Суду проводить мероприятия любого уровня сложности, вести их звуковое и видеосопровождение, цифровое протоколирование, документирование. Все это даст возможность завершить работу над созданием единой информационной системы судов общей юрисдикции, а это — улучшение управляемости процессов, оперативный обмен информацией, ее анализ, подготовка управленческих решений для нормальной организации судебной деятельности. И не только судебной: посредством данного комплекса автоматизированная информационная система судов общей юрисдикции станет источником информации для других госорганов и организаций.
И подобное совершенствование судебной инфраструктуры проводится по всей стране. Тремя месяцами ранее состоялось торжественное открытие нового здания суда Мозырского района. По сути, все эти факты говорят о том, сколь важное значение республиканские, областные и местные органы власти уделяют вопросам защиты прав и интересов граждан. В новом здании суда оборудовано 8 залов судебных заседаний, установлены современные системы аудио- и видеофиксации, протоколирования судебных заседаний. А также работают современные сети и технологии, позволяющие районному суду получать доступ к уникальной ведомственной системе «АИС СОЮ».

В 2019 году отпраздновал новоселье и нотариат. Первого марта открылось новое здание Минской областной нотариальной палаты с архивом документов с 1944 года. Документы здесь хранятся в специальных условиях, новейшая вентиляция поддерживает постоянную влажность и температуру воздуха. А помещения технически и информационно оснащены всем необходимым для приема граждан, проведения конференций и встреч.
Социальное приумножение
В продолжающийся Год малой родины преобразования на местах особенно существенны. 11 января в Кричеве открылись после кап­ремонта ясли-сад № 4. Основная часть средств на реконструкцию выделена из резервного фонда Президента. Во время строительных работ усилили фундамент и стены здания, провели его теплореновацию, установили новое технологическое и игровое оборудование, мебель.

В январе торжественно открыли новые ясли-сад № 176 «Купалiнка» в Московском районе Минска. В распоряжении воспитанников — бассейн, музыкальный и физкультурный залы, игровая комната. На пищеблоке установлено высокотехнологичное оборудование, пароконвектоматы, позволяющие сделать меню для детей разнообразным, вкусным и полезным. Безопасность обеспечивают 16 видеокамер, а для быстрого реагирования и взаимодействия с администрацией в учреждении установлена система внутренней локальной связи.
Объект технически сложный, он насыщен передовыми технологиями, инженерными системами
Не меньшее внимание — системе охраны здоровья. Новая многопрофильная поликлиника, состоящая из трех корпусов, открылась 7 марта в Витебске — с множеством отделений, высокотехнологичной лабораторией и даже бассейном. Для местных жителей она позволила повысить территориальную доступность медпомощи, для врачей — работать в совершенно новых по степени технической оснащенности условиях с использованием IT-технологий. Спустя неделю новая районная поликлиника распахнула двери в Верхне­двинске. Ее диагностический блок оборудован цифровым флюорографом и дентальным рентгено­аппаратом с видеографом. А главной особенностью стало то, что новая поликлиника — первая в регионе, построенная под офисы врачей общей практики, что повысило доступность медпомощи.

В Минске 1 июля начал работу новый корпус больницы паллиативного ухода «Хоспис». Задача такого рода учреждений — обеспечение паллиативной медицинской помощью пациентов с онкологической патологией и другими неизлечимыми заболеваниями в терминальной стадии развития болезни в условиях стационара, в отделении дневного пребывания и на дому. Кроме того, сотрудники учреждения заботятся о психосоциальной адаптации пациентов, занимаются обучением членов семей тяжелобольных правилам ухода за такими людьми. Новый корпус не только улучшил условия для этого — появилась еще и возможность создания здесь клинической базы кафедр медицинских академии и университета.

А в Борисове в этом году открылся региональный инновационно-образовательный центр безопасности Минской области. Основная цель его работы — обучение людей правильным действиям при различных чрезвычайных ситуациях. Посетители с помощью инновационных технологий и тренажеров-симуляторов ныне имеют возможность отработать практические навыки спасения в среде, максимально имитирующей чрезвычайную ситуацию. В странах СНГ аналогов белорусских центров безопасности не имеется.

Максим ОСИПОВ