2006год

Вам, августовский, — отлично!

Реставрация исторического памятника подарила жителям страны уникальное место для отдыха и привлекла сотни тысяч туристов
Открытие нового туристического сезона на Августовском канале не за горами. Вот уже 13 лет это место дарит своим гостям незабываемые впечатления. Праздники, фестивали, водные и велосипедные прогулки, отдых в старобелорусском шляхетском стиле в деревянных беседках и агроусадьбах на берегу, под пологом соснового леса. Сложно поверить в то, что еще 15 лет назад здесь царило запустение. Новая история началась 8 декабря 2004 года. Именно в этот день Президент подписал Указ «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала». Документ отводил на проектные и строительные работы 2 года и предусматривал бесперебойное финансирование восстановительного процесса.
Возрожденная красота
В результате рожденная 180 лет назад как утилитарная замена водному торговому пути через Пруссию, эта живописнейшая рукотворная артерия начиная с 26 мая 2006 года стала местом притяжения для сотен тысяч туристов со всего мира. А заодно и наглядно продемонстрировала: любовь к родному краю и уважение к истории своей страны способны стать стартовой площадкой для реализации самых масштабных проектов.
Ценность этого уникального гидротехнического сооружения не только в совершенстве инженерной мысли и мастерстве строителей. История создания Августовского канала в свое время объединила три народа: белорусский, польский и русский. Тогда, почти два столетия назад, Пруссия ввела непомерно высокие пошлины на перевозку товаров российскими грузовыми судами по Висле. Российский царь Александр I согласился с доводами Франциска-Ксаверия Друцкого-Любецкого, министра финансов Королевства Польского, которое в то время входило в состав Российской империи, о необходимости прокладки альтернативного водного пути. Что интересно: на суд императора свои планы представили две группы проектировщиков: российская и польская. «Тендер» выиграли поляки. Строительство длилось 15 лет и закончилось возведением объекта, уникального по своим масштабам и скрупулезности проработки проекта.
В результате двух мировых войн гидротехнические сооружения канала превратились в руины
А закрытая на десятилетия для обычных посетителей пограничная зона Советского Союза, по которой проходило русло, довершила разрушительный процесс: время практически свело на нет человеческие усилия прошлого. Известный журналист Александр Лосминский вспоминает:

— Даже я, коренной гродненец и журналист, не знал, что здесь есть такая жемчужина. Истина для меня открылась в конце 70-х годов прошлого века. Тогда нас, фотографов, пригласили на пленэр в Польскую Народную Республику, и одним из пунктов программы было путешествие по Августовскому каналу в сопровождении замечательного экскурсовода, который рассказал нам историю этого сооружения. Там-то я и сделал сенсационное для себя открытие: оказывается, Августовский канал впадает в Неман рядом с Гродно — и никто об этом не знает. И это в то время, когда в Польше он был уже популярным местом туристического паломничества и Меккой активного отдыха.
Увидеть когда-нибудь историческую артерию полнокровной, единой — эта идея на многие годы захватила гродненского энтузиаста:

— Многие относились скептически к идее реставрации канала. Мол, кому нужны эти руины… Но были и те, кто заинтересовался. Как бывший председатель Гродненского райисполкома Михаил Комарец. На одном из совещаний у Президента он рассказал об Августовском канале.

Глава государства придал большое значение этому уникальному памятнику истории, архитектуры, инженерии, природы... Сразу же сформировали рабочую группу, которая приехала сюда уже спустя неделю. Канал решили возрождать.
«Мы прикасаемся к истории»
Когда увидел свет Указ Президента и нам выделили объект стоимостью 15 миллионов долларов, были на седьмом небе от счастья
Эту непростую работу поручили областному унитарному предприятию «Гродномелиоводхоз». Его генеральный директор Борис Богданец до сих пор помнит, с какой радостью он и его соратники брались за дело:

— После распада СССР было очень тяжело с работой. Мы не могли найти свою нишу, поэтому, когда увидел свет Указ Президента и нам выделили объект стоимостью 15 миллионов долларов, были на седьмом небе от счастья. Мы загрузили работой все наши предприятия. И пошло дело. Заключили договоры с 83 субподрядчиками. Приобрели технику: машины, экскаваторы, автобусы. Работали самозабвенно, профессионально, слаженно. Чтобы вы представляли себе объемы — на подготовительных земляных работах было задействовано 97 экскаваторов. Строили, но прекрасно отдавали себе отчет, что прикасаемся к истории. Строгий контроль осуществлял научный руководитель Андрей Пархута. Он не давал нам расслабиться.
Борис Иванович раскладывает архивные фотоснимки с мест строительства:

— Вот шлюз Немново. Видите, в каком состоянии? Его же практически уже и не существовало. А сейчас вот какой красавец! Вот Кужинец. Тоже был разрушен. Не сравнить с тем, что имеем сегодня. На этом аэрофотоснимке видно, как расширяли русло. Между прочим, в 10 раз! Проектирование шло одновременно со строительством. По ходу работ многое изменялось и дополнялось. Чаще всего из-за плачевного состояния объекта. Что запомнилось особо — по проекту мы должны были снять 20 тысяч кубов леса вдоль откосов. Но, пройдя метров 200—300, решили оставить деревья. Сейчас я считаю, что поступили правильно. Лес подступает к самой кромке воды и создает сказочное впечатление.
Мой собеседник уверен: на 95 процентов современный Августовский канал — точная копия своего предшественника 180-летней давности. Финансирование работ предусматривало и серьезные исторические изыскания. Историк архитектуры Игорь Трусов работал в Военно-историческом архиве Санкт-Петербурга, насчитывающем около сотни томов оригинальной документации со строительства Августовского канала. Карты, чертежи, даже количество стройматериалов — вплоть до гвоздя. Из северной столицы России историк привез копии чертежей аутентичных разводных мостов. Сегодня они, как и раньше, поднимаются и опускаются вручную.

— Были идеи их автоматизировать. Говорили: мы живем в современном мире, какая ручная работа? Я отвечал: ни в коем случае, мы должны сохранить аутентичность, — твердо заявляет Борис Богданец.
После реконструкции канал так и остался на балансе «Гродномелиоводхоза»: тот, кто вложил в это строительство душу, не допустит разрухи и беспорядка. Вот и сегодня специалисты предприятия готовятся к совместному с польской стороной ремонту пограничного шлюза Кужинец. Кроме того, обзавелись собственной туристической инфраструктурой: гостиницей на 15 мест, агроусадьбой, музеем истории канала, теплоходом, не говоря уже о пунктах проката катамаранов, лодок, моторок и велосипедов. В этом году планируют приобрести еще один теплоход.
Связующая артерия
В сезон отбоя от туристов нет, говорит начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик:

— В прошлом году мы перешагнули планку в 100 тысяч туристов, которые посетили Августовский канал. Хотя еще 4 года назад эта цифра составляла около 28 тысяч.

Количество интернет-запросов, касающихся белорусской части Августовского канала, в прошлом году увеличилось в 15 раз по сравнению с 2017 годом. Сегодня это территория праздников, фестивалей, событий и большая стартап-площадка для предпринимательства.
За прошедшие годы здесь появилось 15 агроусадеб, десятки километров новых автомобильных дорог и велодорожек
К слову, в этом году достроена велодорожка, которая пройдет от границы с Польшей до Гродно. Это 50-километровая дистанция. Безусловная ценность Августовского канала в том, что это уникальный трансграничный объект. Практически все маршруты планируются с точки зрения трансграничной привлекательности. Начав путешествие в Польше и пройдя по Беларуси, можно оказаться на территории Литвы. Из 103 километров канала 80 находятся на территории Польши и 23 — в Беларуси. Дальше, до Литвы, можно добраться по Неману. На самом канале находится пункт пропуска для водных, пеших и велотуристов. В прошлом году им воспользовались 3 тысячи любителей активного отдыха. Сейчас ведутся переговоры об открытии еще одного — чтобы можно было закольцевать маршруты.

Августовский канал действительно связал страны-соседки крепкой дружбой. На туристической выставке в Минске впервые Августовский канал представили как единый продукт — без деления на польскую и белорусскую части. Не говоря уже о том, что возможность безвизового посещения этого рукотворно-природного оазиса сняла лишние барьеры и подарила возможность зарубежным гражданам запросто приезжать сюда и наслаждаться отдыхом в одном из самых красивых мест на планете.

Катерина ЧАРОВСКАЯ