Проект десятилетия

7 ноября тот знаменательный день, когда на Белорусской АЭС Президент дал разрешение на подъем электрической мощности энергоблока до 400 МВт. Речь, однако, не только о прибавке киловатт‑часов в наши электросети. С пуском своей атомной электростанции принципиально меняется научно‑технологическая и производственная атмосфера в стране. И Беларусь с полным правом еще раз подчеркивает принадлежность к самым развитым государствам мира.
Вопрос жизненной важности
Сейчас самое время вспомнить, как Беларусь шла к созданию своей атомной энергетической отрасли. Впервые эта задача была поставлена еще в СССР. Уже тогда было очевидно, что использовать ценнейшее органическое топливо — нефть и природный газ — для обогрева и освещения слишком расточительно. И началось сооружение под Минском АТЭС — атомной тепловой электрической станции. Предполагалось, что она обогреет и осветит ближайшие районы столицы. Чернобыльская катастрофа, а затем и развал СССР перечеркнули эти планы…
Главная проблема — как сделать нашу энергетику более конкурентной — встала еще острее
Однако с обретением Беларусью государственной независимости главная проблема — как сделать нашу энергетику более конкурентной — встала еще острее. И в силу новых экономических условий и рисков, и ввиду тяжелейших последствий, понесенных страной от взрыва на ЧАЭС. Беларусь обладает достаточно крупным экономическим потенциалом. А там, где динамично развиваются промышленность, строительство, аграрный комплекс, неизбежно возникает вопрос о фундаменте — энергетике. Торф, древесина, небольшие залежи нефти — вот все, что на сегодня имеем, но эти запасы не способны покрыть потребности. Их доля в энергетическом балансе страны всего 18 процентов. Остальное приходится завозить. Так, сегодня 95 процентов белорусской электроэнергии вырабатывается на российском природном газе. Но колебания цен на него способны дестабилизировать народное хозяйство. Так что однобокость ориентации на внешние энергоресурсы очевидна. Вот почему через четверть века наше общество на новом научно‑техническом уровне вернулось к идее АЭС.
Впоследствии заместитель министра энергетики Михаил Михадюк пояснял:
— Мы должны понимать, что Беларуси нужна АЭС. Страна не обладает собственными энергетическими ресурсами, поэтому альтернативы нет, несмотря на использование местных видов топлива, гидро‑ и ветроэнергетики, возможное строительство генерирующего источника на бурых углях. АЭС поможет серьезно решить вопросы энергетической безо­пасности, позволит сдерживать рост тарифов на энергетику, а может, и снизить их.
К этому можно добавить и другие аргументы. Атомная электроэнергия примерно вдвое дешевле полученной на органическом топливе. Цены на горючее для АЭС стабильны, и его можно закупить на годы вперед. Станция способна заместить до четверти общего потребления природного газа в стране.

Михаил Михадюк
Непростое решение
БелАЭС. Так все начиналось
И все‑таки решиться на строительство АЭС было крайне непросто
Ведь полтора‑два десятка лет назад последствия чернобыльской катастрофы еще болезненно сказывались на жизни сотен тысяч наших граждан. Пожалуй, наиболее остроту вопроса ощущал Президент. В 2005 году он утвердил Концепцию энергетической безопасности Республики Беларусь, которой предусматривалось, в частности, изучение целесообразности строительства атомной электростанции, в первую очередь с целью диверсификации видов топлива.
Вспоминается одно из первых совещаний по этому поводу на высшем уровне. Атмосфера в круглом зале Министерства энергетики стояла, прямо скажем, наэлектризованная. Есть ли уверенность в необходимости сооружения АЭС при безусловной гарантии ее безопасности? — спрашивал Александр Лукашенко специалистов и управленцев. Президент потребовал максимально ответственно подойти к изучению этого вопроса.
Ученым, Минэнерго и другим министерствам поручили детально изучить возможности строительства своей АЭС. Специалисты в ответ гарантировали, что современная атомная энергетика повторением чернобыльской катастрофы не грозит. В 2007 году был сделан вывод о целесообразности возведения станции и о том, что в стране есть для этого соответствующие научные и производственные компетенции. И 12 ноября того же года вышел Указ Президента № 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции». Примерно через месяц на заседании Совета Безопасности, проходившем под председательством Александра Лукашенко, было принято окончательное политическое решение о возведении в стране АЭС, а затем вышло и соответствующее постановление.
Решение о строительстве АЭС и каждого энергоблока в отдельности принималось Президентом
В последующие несколько лет для его реализации было предпринято немало важных законодательных и организационных шагов. Александр Лукашенко подписал Закон «Об использовании атомной энергии». С Россией заключено соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях. Появились Департамент по обеспечению безопасности в области производства и применения атомной энергии, дирекция по строительству АЭС, началась подготовка к лицензированию строительных и эксплуатирующих организаций, крупнейшие вузы организовали обучение кадров для обслуживания атомной станции — перечень мер, предшествовавших тому, когда был вбит первый колышек на месте будущего суперобъекта, можно продолжать еще долго. Однако решение о строительстве АЭС и каждого энергоблока в отдельности принималось Президентом.
Локейшн и еще раз локейшн
Любой риелтор знает: стоимость жилья в первую очередь зависит от локейшн — того, где оно находится. В отношении АЭС месторасположение стократ важнее, но по другой причине — с точки зрения безопасности. Хотя со времени выбора в Беларуси площадки для АЭС прошло уже около 15 лет, некоторые этот вопрос до сих пор пытаются сделать предметом дискуссии. Так что есть смысл вернуться, чтобы посмотреть, как же все было на самом деле.

Итак, в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ в Беларуси разработали национальный нормативный документ по выбору площадки. Главный критерий — отсутствие в глубине грунтов разломов. Но учитывалось и наличие подъездных путей, линий электропередачи, источников воды для охлаждения энергоблоков. Изначально в поле зрения специалистов попали 74 пункта, из которых в итоге были отобраны четыре площадки для возможного строительства АЭС. Сначала приоритет отдавался Краснополянской и Кукшиновской, расположенным на востоке Беларуси. Две специальные миссии МАГАТЭ по выбору площадки рассмотрели результаты изысканий и отметили, что наша страна провела беспрецедентный объем работ.
Чтобы определить плотность грунтов, за рубежом пришлось приобрести дорогостоящую технику. На каждой площадке было пробурено более 100 скважин глубиной 120 метров. Этого хватило с запасом, поскольку воздействие сооружений АЭС прекращается на глубине 70 метров. И вот тут специалистов ждало неприятное открытие. Оказалось, на Краснополянской площадке на глубине 25 метров находится мощный слой обводненного мела. Как быть?

Пришлось пригласить экспертов ведущих украинских и российских проектных институтов. Их мнение было единодушным: обводненный мел может уйти, и тогда под АЭС образуется провал. Последствия могут быть непредсказуемые. Аналогичная проблема обнаружилась и на Кукшиновской площадке.
Так на первый план вышли запасные варианты. На Верхнедвинской площадке геологические изыскания сразу же обнаружили высокий уровень подземных вод и слабые грунты. И только на Островецкой весь цикл изысканий, проведенных самыми глубокими способами, не выявил ни одного отрицательного фактора, способного помешать строительству АЭС. Это подтвердили украинские и российские эксперты. А затем и государственная правительственная комиссия. Результаты изысканий представлены в МАГАТЭ. В Беларуси и сопредельных странах также прошли общественные обсуждения возможного воздействия АЭС на окружающую среду. Многие из высказанных там замечаний учтены.

Что важно, контроль за состоянием «подземелья» под будущей АЭС и природы вокруг нее постоянно ведется до сих пор. И никаких тревожащих факторов не обнаружено.
Стройка, каких еще не было
Кому поручить возведение объекта, призванного определять энергетический профиль страны на ближайшие 100 лет? Не только самого масштабного в истории Беларуси, но и налагающего на нее четкие международные обязательства в сфере безопасности? Специалисты пришли к выводу, что наиболее перспективными являются проекты АЭС с усовершенствованными водо‑водяными реакторами третьего поколения повышенной безопасности. В мае 2008 года Беларусь направила приглашения к участию в проекте трем наиболее авторитетным мировым компаниям России, Франции и США, обладающим соответствующими технологиями. Однако только российская государственная корпорация «Росатом» подтвердила возможность выполнить заказ в предложенные сроки. Были оговорены и выгодные финансовые условия по кредитованию объекта. И 15 марта 2011 года в Минске главы правительств России и Беларуси — тогда ими являлись Владимир Путин и Михаил Мясникович — подписали знаковое соглашение о строительстве Белорусской атомной электростанции. Так была заложена правовая база для заключения соответствующего контрактного соглашения — детального плана реализации масштабного проекта. Генеральным подрядчиком строительства стало российское ЗАО «Атомстройэкспорт». Общую стоимость объекта, включая инфраструктуру, определили в 9 — 10 миллиардов долларов, основную часть которых покроет целевой российский кредит, предоставленный на десятки лет.
Александр Лукашенко на торжественной церемонии закладки капсулы с посланием будущим поколениям
И вот 9 августа 2012 года на площадке строительства Белорусской АЭС неподалеку от райцентра Островец при участии Президента состоялась торжественная церемония закладки капсулы с посланием будущим поколениям. Об этом напоминает массивный валун с памятной табличкой, установленный на площади перед административно‑бытовым корпусом.

«Создание национальной ядерной энергетики — значительный шаг в укреплении энергетической безопасности страны, мощный стимул ускорения научно‑технического прогресса и инновационного развития», — говорится в послании, подписанном Александром Лукашенко.
С первого дня строительство Белорусской АЭС велось беспрецедентно открыто для общественности, нашей и зарубежной. Частые гости на стройплощадке и журналисты. Помню, как все начиналось: на огороженном квадрате размером километр на километр выстроилась дюжина экскаваторов, за ними — десятки мощных самосвалов. И вот уже через несколько месяцев стою на краю огромного котлована, сдерживая невольное желание отступить. Все‑таки глубина заложения фундаментов под основные объекты АЭС такова, что пятиэтажка скроется вместе с крышей. А затем на этом месте вознесся массивный корпус энергоблока высотой 40 с лишним метров от нулевой отметки, начался монтаж уникального оборудования... А сейчас в 2020 году пущен первый энергоблок.
Приоритет — безопасность
Повторимся: главный вопрос для Беларуси — безопасность будущей АЭС. В этом смысле выбранный проект отвечает самым высоким требованиям. Бывая в ведущем проектном институте в Санкт‑Петербурге, в Курчатовском научном центре в Москве, на заводе «Атоммаш» в Волгодонске на самом высоком уровне довелось услышать заверения следующего содержания:

— В России самые жесткие в мире требования к атомной энергетике. В реакторе ВВЭР‑1200 систем безопасности больше, чем в любом зарубежном. Мы исходим из того, что сама физика технологических процессов должна предотвращать повторение чернобыльского сценария.
Отличие белорусской АЭС в том, что в системе автономного энергоснабжения появился дополнительный дизель‑генератор и безопасность стала еще выше
Учтены и риски, проявившиеся при нашумевшей аварии на АЭС «Фукусима» в Японии. 20‑сантиметровая стена реактора из сверхпрочной стали. Герметичная оболочка из железобетона толщиной 1,2 метра и еще одна почти такая же, облицованная сталью и способная выдержать хоть теракт, хоть падение авиалайнера. Огромный «тигель» под дном реактора на невероятно крайний случай, если все‑таки расплавится активная зона. Четыре генератора автономного энерго­снабжения на каждый реактор, уникальные тренажеры, своя система гражданской обороны и пожарная часть — всего этого не было на японской станции, но будет на белорусской. По такому проекту уже построена АЭС в Китае, она признана самой безопасной в мире. В Ленинградской, Воронежской областях России возведены такие же энергоблоки. Отличие белорусской АЭС будет, в частности, в том, что в системе автономного энергоснабжения появился дополнительный дизель‑генератор и безопасность стала еще выше.
ДОСЬЕ
Два атомных энергоблока, аналогичных белорусским, решено построить в Венгрии на АЭС «Пакш‑2» по контракту с ГК «Росатом», сообщил в эксклюзивном интервью корреспонденту ИД «Беларусь сегодня» руководитель ассоциации «Венгерский Атомный Форум» Ласло Цибоя. Ныне станция «Пакш» имеет 4 энергоблока мощностью по 500 мегаватт, она обеспечивает половину всей потребности страны в электроэнергии. Для ознакомления с ходом строительства и установления профессиональных контактов делегация венгерских атомщиков посетила Белорусскую АЭС. Гости также осмотрели новые микрорайоны Островца, предназначенные для строителей и энергетиков. «Мы очень довольны увиденным и открытостью, с которой нас принимали», — отметил Ласло Цибоя.
Очень многое зависит и от персонала. Впервые подготовка своих атомщиков началась при СССР под Минскую АТЭС. Сейчас четыре крупнейших вуза Беларуси ведут эту работу при поддержке ведущих российских университетов. Многие наши земляки — опытные работники российских и литовской АЭС вернулись на родину, чтобы развивать ее энергетику. Что важно, подготовка персонала является составной частью генерального контракта с подрядчиком. И раз за разом идут стажировки наших специалистов и студентов на российских АЭС, а на самой белорусской станции возведен полномасштабный учебный центр. Только отучившись здесь и сдав экзамен государственной комиссии, специалист может быть допущен к работе.
Здесь уже город возведен...
Древний город Островец на севере Гродненской области уже не узнать: на бывшей окраине, куда со временем переместится центр, вознеслись кварталы благоустроенных микрорайонов для строителей и работников АЭС, школа, больница, магазины... Здесь же действует информационный центр будущей АЭС.

Посмотреть, как преображается этот отдаленный еще недавно уголок Беларуси приезжает много делегаций, в том числе по новой автодороге, перпендикуляром упирающейся в трассу Вильнюс — Полоцк. Для них в Островце уже реконструирована гостиница. За счет передовых технологий предполагается сократить число занятых в окрестных хозяйствах, молодежь оттуда придет на АЭС — с хорошей зарплатой, высокой культурой производства. И в Островце школьники уже выбирают профессии, связанные с атомной энергетикой. Они надеются получить высокооплачиваемую интересную работу, не покидая родных мест, и эти мечты уже сбываются. В социально‑экономическом плане, как и в физике, атомное ядро имеет солидное притяжение.
Беларусь стала ядерной державой
Итак, 07.11.2020. День, с которого, как подчеркнул Глава государства, начинается новая страница летописи Беларуси. Современной, интеллектуальной, высокотехнологичной. Такой, какой ее вместе строим мы. Исторической эту субботу Александр Лукашенко назвал неспроста. Белорусская АЭС – его давняя мечта:

- Этот успех свидетельствует о том, что у нас есть мозги, люди мозговитые и есть надежные друзья, которые помогли создать этот уникальный объект, который будет служить нам очень долго.

Важность нынешнего момента пока, по мнению Главы государства, оценить непросто, ведь большое видится на расстоянии:

– Пройдет совсем немного времени, и мы до конца осознаем, какой подвиг совершили при поддержке наших старших братьев… Мы увидим, насколько эффективна нынешняя станция, насколько она безопасна и не будет вызывать столько нареканий не только у наших соседей, но и у отдельных сомневающихся в нашей стране.

Лестных характеристик атомной электростанции под Островцом Президент дал множество. Назвал ее, например, «новым шагом в будущее, к обеспечению энергетической безопасности государства» (только первый энергоблок будет производить около 20 процентов от общей потребности страны в электричестве, столько же даст и второй блок, который нынче возводится), а также «импульсом для привлечения в страну самых передовых технологий»:

– И не только в энергетику. Но и в развитие электротранспорта, создание новых электроемких производств, инновационных направлений в науке и образовании, – отметил Президент. – Я специально так подробно говорю о многочисленных преимуществах, которые получают и люди, и наша страна в целом. Когда принималось решение о строительстве БелАЭС, это все учитывалось.

Владимир БИБИКОВ
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
2005
2005
Президент А.Лукашенко утвердил Концепцию энергетической безопасности Беларуси, где предусматривалось изучить вопрос целесообразности сооружения АЭС.
2008
2008
Вышел Указ Президента «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции». Принято политическое решение о строительстве своей АЭС. Президент подписал Закон «Об использовании атомной энергии».
2009
2009
Беларусь и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
2011
2011
Александр Лукашенко подписал указ, направленный на обеспечение исполнения Республикой Беларусь принятых на себя обязательств в области гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Подписано контрактное соглашение с ГК «Росатом» о строительстве АЭС в Беларуси.
2012
2012
Под Островцом приступили к разработке котлована под первый энергоблок Белорусской АЭС.
При участии Президента на строительной площадке состоялась церемония закладки капсулы с посланием потомкам.
2013
2013
Начался основной этап сооружения АЭС. Александр Лукашенко подписал Указ «О сооружении Белорусской атомной электростанции».
2014
2014
На Белорусской АЭС приступили к строительству второго энергоблока.
2015
2015
Президент А.Лукашенко и генеральный директор ГК «Росатом» С.Киреенко провели рабочую встречу на строительстве атомной электростанции.
2017
2017
Установлен в проектное положение корпус реактора первого энергоблока.

Эксперты МАГАТЭ положительно оценили подготовку персонала в учебно‑тренировочном центре Белорусской АЭС.

Беларусь и Россия подписали контракт на поставку ядерного топлива для станции.
2018
2018
Комплексная проверка не выявила на Белорусской АЭС нарушений, влияющих на безопасность.

Европейские эксперты посетили Беларусь с партнерской проверкой результатов стресс‑тестов.

На зданиях и сооружениях станции завершены общестроительные работы.
2019
2019
Президент подписал новую редакцию Указа «Об обеспечении безопасности при сооружении Белорусской атомной электростанции». Отныне регулируются вопросы безопасности не только при строительстве, но и эксплуатации АЭС.
2020
2020
На первом блоке Белорусской АЭС выполнен пробный пуск турбины.

Первый энергоблок БелАЭС включен в объединенную энергосистему страны.

Первый энергоблок Белорусской атомной электростанции вышел на мощность 400 МВт.