1996 год

Взлетная полоса успеха

23 года на высоте: как создавалась авиакомпания «Белавиа»
1996 год — знаковый для белорусской гражданской авиации: 5 марта образована Национальная авиакомпания «Белавиа». За 23 года авиаперевозчик стал лидером пассажирских воздушных перевозок в стране. И останавливаться на достигнутом компания не собирается: открывает новые маршруты, обновляет авиапарк и радует пассажиров акционными предложениями. Мы вспомнили, как все начиналось, и оценили успехи, которых «Белавиа» уже добилась.
Набор высоты
Итак, в 1993 году решением Правительства создано Белорусское объединение гражданской авиации «Белавиа». Вошли туда 18 авиапредприятий: аэропорты, авиационные отряды, учебный, информационно-вычислительный центры, база материально-технического снабжения. Прошло три года, и в 1996-м Президент подписал Указ № 126 «О повышении эффективности управления авиацией». В соответствии с документом Белорусское объединение гражданской авиации «Белавиа» реорганизовали в Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа». Получив такой статус, компания со временем стала одним из крупнейших предприятий отрасли и обеспечивала более 94 процентов авиапассажирских перевозок в стране.
Компания быстро заявила о себе как о надежном партнере в области авиационных перевозок
С 1997 года «Белавиа» — член международной ассоциации авиа­перевозчиков ИАТА, что свидетельствует о ее соответствии международным стандартам. Компания быстро заявила о себе как о надежном партнере в области авиационных перевозок. Все потому, что создавалась не с нуля: в наследство «Белавиа» получила самолеты

Ту-134 и Ту-154, авиаспециалистов высокой квалификации и уже действующие воздушные трассы. Да и генеральный директор Анатолий Гусаров тоже не был новичком в гражданской авиации.
В 1996 году «Белавиа» летала по 24 направлениям. К 1997-му открылись рейсы в Ларнаку, Лондон, Пекин, Рим и Стамбул. География полетов расширилась и в 1998 году: «Белавиа» ввела новый маршрут Минск-2 — Прага — Минск-2. Позже прямым регулярным авиа­сообщением компания связала Минск с такими городами, как Милан, Париж, Калининград, Амстердам, Хельсинки, Тель-Авив, и другими.
— Сейчас маршрутная сеть авиа­компании составляет уже 52 линии — это 28 государств мира. Кроме того, регулярные полеты в Калининград в летний период выполняются и из областных аэропортов (Брест, Витебск, Гродно, Гомель). В прошлом году впервые открыты прямые рейсы по четырем новым маршрутам из Минска: Казань, Ростов-на-Дону, Кишинев, Воронеж. Количество регулярных полетов возросло на 7,2 процента к уровню 2017 года и достигло 31,4 тысячи, — делится достижениями генеральный директор ОАО «Авиа­компания «Белавиа» Анатолий Гусаров.

В планах — дальнейшее расширение сети маршрутов. С 30 мая «Белавиа» открывает регулярный рейс в Таллин. Также компания рассчитывает в этом году добавить прямые рейсы в Мюнхен и Мурманск. Активно развивает она и пассажирские авиаперевозки из областных аэропортов страны.

Анатолий Гусаров
Пополнение в воздушном флоте
Важным в истории авиакомпании стал 2003 год. Тогда Президент одобрил программу развития Национальной авиакомпании «Белавиа» на 2003—2008 годы. Ее этапы включали модернизацию воздушного флота и внедрение современных технологий обслуживания пассажиров. На совещании, посвященном состоянию и перспективам развития гражданской авиации, Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь будет закупать новейшие самолеты иностранного производства, а также поддержал предложение об участии в инвестировании гражданской авиации российских и зарубежных партнеров.
— При этом в первую очередь должны быть неукоснительно соблюдены интересы белорусского народа, — отметил тогда Президент.
В октябре 2003 года в Национальный аэропорт «Минск» прибыл первый самолет западного производства Boeing 737-500. В 2004-м в эксплуатацию ввели второй Boeing 737-500, а в 2008-м в ходе реализации государственной программы развития гражданской авиации Беларуси «Бел­авиа» приобретает в оперативный лизинг два Boeing 737-500 и один Boeing 737-300.
Сегодня флот «Белавиа» насчитывает 29 воздушных судов (пять Boeing 737-800, шесть Boeing 737-500, семь Boeing 737-300, три Embraer 175, четыре Embraer 195, четыре CRJ 100/200). Компания продолжит обновлять свой авиационный парк, делится планами Анатолий Гусаров:

— В частности, в прошлом году мы приобрели в лизинг три самолета Embraer. В этом году возьмем в лизинг еще четыре самолета Embraer. Самолеты нового поколения от Embraer планируем покупать в лизинг не ранее 2021 года. Воздушные суда, которые хорошо себя зарекомендовали, но уже в меньшей степени соответствуют сегодняшним реалиям, будем выводить из эксплуатации. Кредиты на обновление флота на выгодных условиях мы получили благодаря белорусскому Банку развития, а также бразильскому инвестиционному агентству. Таким образом, за три года обновим практически половину флота авиакомпании. Самолеты нового поколения обладают высокой топливной эффективностью, поддержание летной годности требует меньших затрат. Это дает нам возможность снижать стоимость авиабилетов.
В приоритете — безопасность и комфорт
«Васильковый» образ «Белавиа», к которому мы уже привыкли сегодня, появился в 2016 году. 15 августа авиакомпания в честь своего двадцатилетия провела ребрендинг — в Национальном аэропорту приземлился Boeing 737-800NG в новой ливрее. Ребрендинг предусматривал не только изменение логотипа и цветов авиакомпании, но и новый подход к сервису и предоставляемым услугам. Главным элементом авиакомпании «Белавиа» выступил традиционный белорусский цветок василек — он считается символом чистоты, приветливости и дружелюбия.
За прошлый год мы перевезли 3 миллиона пассажиров
Число пассажиров, выбирающих белорусскую авиакомпанию, растет. Так, если в 1996 году бортами «Бел­авиа» летали около 400 тысяч человек, то через двадцать лет, в 2016-м, пассажиропоток увеличился в 5,3 раза и составил около 2 миллионов пассажиров.

— А за прошлый год мы перевезли 3 миллиона пассажиров, это примерно на 15 процентов больше, чем в 2017 году. Если говорить о текущем, то мы надеемся, что число наших пассажиров составит 3,3 миллиона. Росту пассажиропотока способствует ряд факторов. В частности, открыты новые маршруты, по ряду направлений произошло снижение стоимости билетов, выросло число транзитных перевозок, — делятся планами в авиакомпании.
Главным приоритетом «Белавиа» остается безопасность. За время существования авиакомпании у нее не было ни одного серьезного происшествия. Генеральный директор «Белавиа» подчеркивает:
— Мы и дальше будем делать все возможное, чтобы пассажиры летали нашей авиакомпанией безопасно и с комфортом.

Сейчас маршрутная сеть авиакомпании составляет уже 52 линии — это 28 государств мира.

Юлия МАТУЗОВА