2014 год

Хранить вечно

2 июля 2014 года открылось новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны
2 июля 2014 года в канун празднования 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков при участии Президента Александра Лукашенко в специально возведенном здании открылась новая экспозиция Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Церемонию посетил Президент России Владимир Путин. Главы государств оставили записи в книге почетных гостей и подарили музею символический меч с надписью "Городу-герою Минску", изготовленный оружейниками уральского Златоуста.
Выступая с приветственным словом, Александр Лукашенко поблагодарил архитекторов, строителей, сотрудников музея, всех, кто участвовал в создании этого храма народной памяти, ответственная миссия которого – донести будущим поколениям всю правду о войне, и подчеркнул: наша республика стала первой в мире страной, которая создала музей истории Великой Отечественной войны. Еще в 1942 году партизаны, рискуя жизнью, собирали и закапывали в землю в ящиках от патронов будущие первые его экспонаты. А в конце сентября 1943-го, когда Беларусь еще находилась под оккупацией, было принято решение о создании музея истории борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. "Какой же сильной и непреклонной была вера людей в победу правды и добра!" - Глава государства не скрывал своих чувств. И высказал пожелание: "Пусть музей истории Великой Отечественной войны станет настоящей сокровищницей знаний для тех, кто умеет извлекать мудрые уроки из прошлого, пусть он всегда будет местом живой народной памяти. Память – это правда, а в правде – сила".
Строительство: лучи Победы
Строительство нового здания Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны началось 24 апреля 2010 года с закладки Главой государства капсулы с посланием потомкам во время проведения Республиканского субботника. Аналогов столь масштабного и значимого для страны музейного проекта в истории Беларуси еще не было. Автор архитектурного проекта - лауреат Государственной премии Беларуси, профессор Международной академии архитектуры Виктор Крамаренко. Здание на проспекте Победителей располагается полукольцом на возвышенности у обелиска "Минск - город-герой", совместно с которым формирует площадь Героев. Главный фасад выполнен в виде праздничного салюта - сверкающих стальных лучей, символизирующих Великую Победу. Композиция объединяет четыре основных блока – по числу военных лет.
Используется метод реконструкции, чтобы максимально погрузить посетителя в историческую среду
Новые возможности размещения позволили расширить хронологические рамки (1920 - 1950-е годы) музейной экспозиции и показать причины Второй мировой войны, а также представить материалы первых послевоенных лет восстановления. В музее появились новые выставочные темы: "Мир и война", "Мир накануне и в первые годы Второй мировой войны", "Дорога войны", "Беларусь после освобождения. 1944 - 1950 гг. Память о войне", "Наследники Великой Победы". Прежние экспозиции дополнились новыми тематико-экспозиционными комплексами: "Фронтовой быт", "Фронтовая медицина", "Партизанский быт", "Жизнь горожан и сельских жителей в условиях оккупации" и другие.

В художественном оформлении широко используется метод реконструкции, чтобы максимально погрузить посетителя в историческую среду. Таким образом, например, дается представление о партизанских базах, располагавшихся в лесных массивах и белорусских деревнях. Посетители словно проходят лесными партизанскими тропами, видят, что представлял собой партизанский лагерь, обеспечивавший жизнедеятельность и боеготовность партизанских отрядов. Инсталляция "Артиллерийский расчет Героя Советского Союза старшего сержанта И.Е.Самбука форсирует Днепр на плоту с 122-мм гаубицей" иллюстрирует один из эпизодов форсирования реки Днепр. В центре инсталляции подлинный музейный предмет – 122-мм гаубица М-30.
Для новой экспозиции музей приобрел самолет По-2, восстановленный российской авиаремонтной группой. Теперь этот многоцелевой биплан и военно-транспортный Ли-2 - участники увлекательной анимационной экскурсии "Самолеты летят к партизанам".

Студией военных художников им. М.Грекова (Российская Федерация) созданы диорамы "Оборона Минска 25 - 28 июня 1941 г." и "Минский котел".

Экспозиция современного музея немыслима без современной технической поддержки. Новые технологии помогают посетителям не только усилить эмоциональность восприятия, но также позволяют оперативно использовать эксклюзивную музейную и архивную историческую информацию, связанную с Великой Отечественной войной, в познавательных и научных целях. Экспозиция оснащена разнообразными аудио- и видеосредствами для демонстрации видеоматериалов, изображений подлинных документов, голосов, шумов, музыки. Текстовая информация, заключенная в инфотерминал, дополняет сведения о событиях и участниках Великой Отечественной войны.
Любители военной истории имеют эксклюзивную возможность заглянуть в одно из фондовых хранилищ и там познакомиться с уникальными предметами, которые не выставляются в залах музея.

Множество торжественных церемоний проходит под символизирующим поверженный рейхстаг стеклянным куполом зала Победы.

В музее ведется интенсивная научно-исследовательская работа.
Валерий Надточаев, ученый секретарь:

- Научно-исследовательская деятельность музея проводится по четырем основным направлениям: научно-фондовая, научно-экспозиционная, научно-исследовательская и научно-просветительская работы. Все эти виды работ взаимосвязаны. Научно-исследовательскую деятельность определяют задачи, связанные с накоплением документальных свидетельств и источников знаний, их обработкой и введением в научный оборот. Если коротко, в основе – изучение музейных предметов.
Фонды ежегодно пополняются, со временем возможно образование новых коллекций
Любая работа предполагает какой-то результат. В нашем случае - это формирование коллекций, составление научных обзоров, каталогов. С 2014 года по настоящее время вышли каталоги по самодельному партизанскому оружию, произведениям белорусских художников военного поколения, рукописным партизанским журналам (по областям), научный обзор по бонистике.

При этом надо учитывать, что фонды ежегодно пополняются, а, следовательно, со временем возможно образование новых коллекций. Так что впереди сотрудников ожидает еще много работы.

В качестве промежуточных итогов можно рассматривать создание временных экспозиций (за 5 лет – около 100 в стране и за рубежом), подготовку тематических экскурсий, научных справок, публикаций, включая новые книги, брошюры, путеводители, мультимедийных презентаций, выступлений на форумах. В стенах музея прошло 5 международных научно-практических конференций, 6-я планируется в ближайшее время. По итогам издаются сборники материалов. Что касается постоянной экспозиции, здесь работа не прекращается.
ЦИФРЫ
Экспозиционная площадь в новом здании музея составляет 4.200 кв. метров (на 1.000 кв. метров больше, чем прежде), что позволило увеличить на 47 процентов количество экспонируемых материалов – а это свыше 8.000 единиц в 10 музейных залах.
Даты истории
2 июня 1942 г. - принято решение о создании республиканской Комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны. Комиссия начала собирать материалы по двум основным темам: "Вероломное вторжение германского фашизма в пределы Советского Союза" и "Героическая борьба трудящихся БССР с германскими захватчиками". Огромную роль в сборе первых экспонатов на оккупированной территории Белоруссии сыграли так называемые "Витебские ворота" (40-километровый разрыв в линии фронта между городами Усвяты и Велиж, существовавший с февраля по сентябрь 1942 г.).

10 июня 1942 г. - ответственным секретарем комиссии назначен В.Стальнов, впоследствии (1 августа 1944 г.) ставший первым директором музея.

Ноябрь 1942 г. - результатом напряженной деятельности комиссии за неполные шесть месяцев ее существования стала выставка "Белоруссия живет, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской", открывшаяся в помещении Государственного исторического музея на Красной площади Москвы. Выставка представила 313 экспонатов: документы, фотографии, художественные произведения, вещевые предметы - и работала в ГИМе до августа 1944 года, пока ее не перевезли в Минск.

22 октября 1944 г. – в разрушенном Минске в одном из немногих уцелевших зданий – Доме профсоюзов на площади Свободы - открылся для посетителей музей истории войны.

Весна 1964 г. - музей перевели в здание по улице Карла Маркса, 12.

15 января 1966 г. - музей переехал во вновь построенное здание по Ленинскому проспекту, 25а (ныне – проспект Независимости).
Знать – страшно, забыть – опасно
Заместитель главного хранителя фондов Галина Скоринко и ведущий научный сотрудник отдела письменных и изобразительных источников Наталья Филиппович работают в музее уже более 40 лет.
Галина Скоринко рассказывает: - Помню время, когда к нам приходило много ветеранов Великой Отечественной войны, еще моложавых, полных сил и воспоминаний. Бывало, они приезжали со всех концов огромного Советского Союза целыми турпоездами, особенно перед 9 Мая. Нам повезло стать свидетелями потрясающих встреч, во время которых люди и плакали, и радовались. И благодарили за то, что есть наш музей.

Однако время идет, оно диктует новые требования и правила. Ветеранов-фронтовиков и партизан, к сожалению, уже осталось совсем мало, даже их детей не так уж часто встретишь среди посетителей музея. Но приходят внуки и правнуки – новое поколение, и нынешний музей в первую очередь – для них. Вспоминаю один момент, когда мы только-только переехали в новое здание. Однажды тороплюсь по каким-то своим нескончаемым делам и собираюсь войти в зал "Дорога войны" через одну из дверей. Впереди меня оказывается семья: молодые родители и сын лет 8 - 10. Они первыми открывают дверь, и я слышу восхищенный возглас мальчика. Перед ним развернулась действительно потрясающая картина - самолеты, танки, пушки… В натуральном виде. Огромные. Очень впечатляет. Тогда я подумала: вот так, на уровне ощущений, нынешние мирные дети начинают понимать, что такое война и почему те другие дети, дети войны, не могли спрятаться от нее нигде.

Галина Скоринко
Мы сохраняем память о человеке, защитившем от врага свой дом
Если же говорить о преемственности, в первую очередь надо отметить то, что, как и раньше, мы не просто сохраняем память о войне - мы сохраняем память о человеке, защитившем от врага свой дом, проявившем беспримерный героизм. До сих пор люди приносят и передают в музей исторические раритеты военной поры. И наши специалисты всегда просят: не оставляйте орден или медаль безымянными, приложите биографию воина, которому принадлежала награда, рассказ о его подвиге, фотографии, документы, письма. Ведь сегодня так важно сохранить имя, личность каждого солдата, победившего в той страшной войне. Надо отметить, за последние пять лет удалось расширить многие наши экспозиции - например, по партизанской тематике. Переезд в новое здание активизировал процесс передачи материалов в музей: посетителей приходит больше, и под впечатлением от увиденного они активнее заглядывают в собственные домашние, семейные архивы. Конечно, каких-либо вещей той поры осталось мало. Сейчас чаще передают в музей письма военных лет. Мы принимаем их и храним в соответствии со всеми правилами – это ведь наследие для новых поколений. Знаете, иногда мне кажется, собранные вместе письма войны разговаривают между собой тихими голосами своих авторов…
Личные письма участников войны, их воспоминания составляют отдельный, значимый фонд в музейной коллекции документов. Они являются не только источниковедческой базой для изучения военной истории, но и ключом к пониманию человека на войне с его мыслями и чувствами. Голоса с пожелтевших страниц - видеопроект, приуроченный к 75-летию освобождения Беларуси. Cотрудники музея читают письма и воспоминания свидетелей трагических событий самой кровопролитной войны ХХ века. Это рассказы о том, что знать – страшно, а забыть – опасно
В центре внимания музея по-прежнему судьба человека на войне, судьба солдата-освободителя. Но такой подход одновременно подкреплен новациями нынешнего времени. Вообще, современная молодежь увлекается разными историческими темами и сферами: техникой периода Великой Отечественной войны, организацией экономики... Кстати, прежде в экспозициях было представлено много оружия, но мало предметов, показывающих труд человека на войне. Поэтому теперь у нас можно увидеть не просто плот, на котором переправляли на противоположный берег Днепра гаубицу, но и топорик, которым тот плот срубили, пилу, лом, другие простые, обыденные, но крайне необходимые для героя, помимо его оружия, вещи. Когда-то меня поразили кадры военной кинохроники, сделанные весной 1944 года: солдаты тянут на себе тяжеленные орудия, утопая по колено в бездорожье. И я подумала: какой же требовался титанический физический труд на войне! Сегодня мы стараемся отразить и эту сторону подвига воинов Великой Отечественной.
Наталья Иосифовна сама дитя войны, родилась в Минске в 1942 году
Галина Скоринко и Наталья Филиппович хорошо помнят 2 июля 2014 года – торжественное открытие музея в присутствии Президента Александра Лукашенко и его российского коллеги Владимира Путина. Правда, в тот день Наталья Иосифовна, как всегда, была вся в работе: готовила к открытию, назначенному на 4 июля, первую в новом музее выставку - "Победители и в творчестве вместе", организованную в рамках совместных программ Союзного государства. Вообще, Наталья Иосифовна курирует несколько музейных коллекций, в том числе собрание полученных в разное время подарков и сувениров. Хранятся они в отдельном помещении, которое Наталья Филиппович называет "шкатулкой памяти". На ее заботливом попечении также коллекция живописи, посвященной военной тематике. Наталья Иосифовна сама дитя войны, родилась в Минске в 1942 году в 3-й больнице - под патронажем легендарного профессора Евгения Клумова. Для нее история войны – часть собственной биографии.

Наталья Филиппович
Наталья Филиппович:

- Когда переезжали в новое здание, все наши сотрудники работали единой, сплоченной командой. Требовалось переместить 150.000 единиц хранения, мне среди прочего - коллекцию живописи, а это более 500 уникальных работ замечательных художников: Михаила Савицкого, Леонида Щемелева, Виктора Громыко, Евгения Зайцева, Антона Бархаткова, Сергея Каткова, Генриха Бржозовского, Павла Гавриленко, Олега Луцевича, Михаила Филипповича... Одновременно в залах музея монтировалась экспозиция.

Я очень ценю вещи, которые прошли по судьбе человека. Например, белорусский художник Евгений Рожков, сам родом из Рогачева, передал к нам в музей маленькую иконку Евфросинии Полоцкой – подарок матери. На фронт юный солдат ушел, когда ему не исполнилось и 20 лет. Иконка преподобной прошла с Евгением Назаровичем всю войну и однажды спасла ему жизнь.

Величайшей ценностью для солдата мог стать и подаренный вышитый женской рукой платок. И даже засушенный между страничек военного блокнота цветочек, который, несмотря на всю свою хрупкость и невесомость, обладал огромной силой - поднимал солдата в тот самый последний и решительный бой, поддерживал в промороженном окопе и на госпитальной койке… Сегодня и для нас такие простые вещи – святые.
Коллекции
Сейчас фонды музея состоят из 28 коллекций и насчитывают около 150.000 единиц хранения музейных предметов и научно-вспомогательных материалов: фотографии, документы, письма и личные вещи участников Великой Отечественной войны. Гордость музея - уникальные коллекции самодельного партизанского оружия и рукописных партизанских журналов. В 2010 году этим собраниям присвоен статус историко-культурной ценности категории "1" Республики Беларусь.

Фалеристика

Более 6,5 тысячи единиц хранения: ордена, медали, знаки, значки. Особое внимание привлекает собрание государственных наград Советского Союза, которое включает практически все награды СССР периода Великой Отечественной войны.

Первым из наград поступил в музей орден Отечественной войны I степени Героя Советского Союза, командира звена 100 гв .истребительного полка младшего лейтенанта Петра Иосифовича Гучка, которым он был награжден 7 апреля 1945 года за четыре уничтоженных им лично самолета противника. Это произошло за две недели до гибели героя под Берлином.

Сфагистика и геральдика

Коллекция состоит из самодельных партизанских штампов, клише, печатей, а также из оккупационных немецких штампов. Начала формироваться с 1944 года. С 1945 года в коллекции хранится комплект из семи печатей, которыми пользовались участники Минской подпольной организации для подделки оккупационных документов.

Предметы быта

Небольшая, но очень интересная коллекция военных и гражданских предметов быта 1941 - 1945 годов: бритвы, бумажники и портмоне, зажигалки, кисеты, курительные трубки и мундштуки, предметы личной гигиены, портсигары, портфели и сумочки, посуда, столовые приборы, бытовые осветительные приборы, канцелярские принадлежности, швейные машины, часы, очки, утюги, изделия из ткани, мебель, музыкальные инструменты, радиоприемники, фотоаппараты.

Начало коллекции положил небольшой простой карандаш, приобретенный партизанским командиром Тихоном Бумажковым в 1939 году в Москве на сельскохозяйственной выставке.

Следующей в коллекцию поступила сумочка Героя Советского Союза Елены Мазаник, участницы Минского антифашистского подполья. Елена Григорьевна сама передала ее музею в сентябре 1946 года. 22 сентября 1943 года в этой сумочке подпольщица пронесла мину в дом генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе.
Предметы из истории техники

Своеобразное и довольно редкое собрание вещей технического характера, которые использовались как военнослужащими, так и гражданскими. Первые предметы в коллекцию начали поступать в музей сразу после освобождения Беларуси, и за год с небольшим, до декабря 1945 года, на постоянное хранение было принято более 350 единиц. Самую большую группу в коллекции, более 600 единиц, составляют предметы, связанные с оказанием медицинской помощи.

Нумизматика

В музейной коллекции собраны монеты Великого княжества Литовского, монеты Российской империи и СССР, монеты Первой и Второй мировых войн, памятные монеты.

Оружие

Коллекция оружия, наверное, самая характерная для музея военно-исторического профиля, сравнительно небольшая по объему, но очень разнообразная по составу. Официально начало ее формирования положил акт от 7 сентября 1944 года о передаче музею из Белорусского штаба партизанского движения образцов советского огнестрельного оружия. В 1945 году из Главного управления трофейного вооружения Красной Армии было получено 325 единиц отечественного и трофейного вооружения. Одновременно происходили первые массовые передачи в музей оружия, с которым расставались партизаны, уходя в армию или мирную жизнь. Наиболее редкие, уникальные образцы оружия достались музею практически из пламени войны.
Директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Владимир Воропаев:

- Музей истории Великой Отечественной войны, один из старейших в Беларуси, сегодня не просто переживает вторую молодость, но уверенно поднимается на новый уровень в научно-исследовательской и научно-просветительской деятельности. Использование современных технологий, новых методов работы позволяет соответствовать лучшим мировым стандартам в организации музейного дела. И такие возможности многократно возросли после переезда в новое здание.

Что касается планов на текущий год, то здесь можно выделить три блока. В первую очередь речь идет о важной для всей страны дате – 75-летии освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Готовим международную научно-практическую конференцию, соответствующие экспозицию и акцию в социальных сетях, приуроченные к этому знаменательному событию. Сотрудничаем в направлении создания временных экспозиций по данной тематике за рубежом с МИД Беларуси. Оказываем содействие средствам массовой информации в подготовке материалов, посвященных юбилею.

Владимир Воропаев
Не менее важным считаем для себя обеспечение высокого качества экскурсионного обслуживания гостей и жителей столицы в период проведения II Европейских игр. Не секрет, что история Второй мировой войны с разных сторон подвергается ревизии. Наша задача - донести до людей из разных уголков планеты правду о тех событиях, о подвиге нашего народа.

В этом году, в октябре, музей отмечает свое 75-летие. Идет подготовительная работа к празднованию юбилея.

Так что сделать предстоит немало, но уверен, коллектив музея успешно справится со всеми задачами.

Галина УЛИТЕНОК