1996 год

Как создавался первый отечественный зерноуборочный комплекс
«Полесье-Ротор»

Трудно сказать, какая судьба могла ожидать этот проект, если бы в марте 1996 года во время рабочей поездки в Гомельскую область Президент не посетил Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ). Александра Лукашенко ознакомили с выпускаемыми конструкторским бюро «Гомсельмаша» машинами, в том числе и с проектом «Полесье-Ротор».

Не забудем, что это был 1996 год. В молодой независимой республике необходимо было накормить людей хлебом, создать прочный задел для продовольственной безопасности. Именно поэтому белорусским крестьянам нужен был свой зерноуборочный комбайн. Такова, на мой взгляд, была логика принятого Президентом решения. Впрочем, обо всем по порядку.
Во времена СССР каждое предприятие специализировалось на производстве определенного вида техники. «Ростсельмаш», например, выпускал зерноуборочные, «Гомсельмаш» — кормоуборочные комбайны. На полях Беларуси в основном работали «Доны», «Нивы», «Енисеи», «Меги», кое-где «Джон Диры» и «Клаасы».
С распадом СССР встал вопрос: кто придет им на смену? Тем более что российский «Ростсельмаш» практически свернул производство.
Аналогичная ситуация была на Красноярском комбайновом заводе, а в Таганроге начали выпускать даже непрофильную продукцию.
После развала Союза в России, Украине, других республиках СНГ начали создавать собственное производство кормоуборочной техники. В результате значительная часть мощностей «Гомсельмаша» оказалась невостребованной. К 1995 году в республике насчитывалось более 22,5 тысячи зерноуборочных комбайнов — на 7,8 тысячи меньше, чем пять лет назад. В 2000-м парк их сократился до 17 тысяч. Основная часть этого вида машин морально и физически устарела. Поэтому управленцы и специалисты все чаще предлагали организовать на базе «Гомсельмаша» производство зерноуборочных комбайнов. Реализация такого проекта, по их мнению, позволяла решать несколько задач: сократить импорт, задействовать оборудование, интеллектуальный потенциал конструкторов, специалистов, производственные площади. И, что не менее важно, обеспечить людей работой.
Но одно дело предложить, и совсем другое — воплотить идею в металл.
Это прекрасно понимал руководитель ГСКБ Валентин Шуринов. До приезда в Гомель он прошел хорошую школу в аналогичном конструкторском бюро «Ростсельмаша», знал, как работают самоходные комбайны для уборки зерновых, кукурузы, какие у них могут быть слабые места. И, пожалуй, самое главное — с чего начинать производство.
Из «Ростсельмаша» он пригласил несколько специалистов. За три месяца создали первые образцы нового кормоуборочного комбайна на базе универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» и самоходного кормоуборочного комбайна «Полесье-700».
Почему при создании первого зерноуборочного комплекса приоритет отдали энергосредству УЭС-2-250, а не самоходному монокомбайну? Этот вопрос задавал многим собеседникам и практически все они полагали, что конструкторы выбрали наиболее оптимальный, оправданный на то время вариант. К тому же потом его подтвердили маркетинговые исследования ГСКБ совместно с Белорусским НИИ механизации сельского хозяйства, Всесоюзным НИИ механизации сельского хозяйства, аналогичные институты других республик.
Валентин Шуринов исходил из максимально эффективного использования энергосредства (а это, по сути, самоходное шасси, которое комплектуется соответствующим оборудованием под конкретную работу), вспоминал генеральный конструктор Научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович, который в то время работал заместителем начальника ГСКБ. По его словам, мобильный самоходный монокомбайн задействован 130—200 часов в году, а энергосредство — 500—600. Оно использовалось с навесными машинами «Гомсельмаша» на кошении трав, заготовке кормов, уборке сахарной свеклы, кукурузы. В себестоимости зерноуборочного комплекса на универсальное энергосредство приходилась примерно половина стоимости. Это позволяло сократить затраты на подготовку производства, обеспечивало конкурентоспособность машин. Оставалось совместить работу ходовой части со всеми узлами и механизмами, обеспечив качественную уборку, создать приемлемую по цене машину.
Представители гомельского Центра стандартизации и метрологии Григорий Моргун и Сергей
Руденков на госприемке КЗР-10 «Полесье-Ротор», 2001 год
Взвесили все за и против, возможности ГСКБ, его научно-технический потенциал, технические возможности экспериментального цеха и ПО «Гомсельмаш», вспоминает начальник общетехнического комплекса НТЦ комбайностроения Виктор Сусов. Приняли решение начать работы по созданию первого белорусского зерноуборочного комбайна. Назвали его «Полесье-Ротор». Когда все расчеты были готовы, а специалисты проработали дизайн, конструкторскую схему, в Минпром, Совмин, Минсельхозпрод, другие инстанции направили письма с предложением организовать выпуск. При этом не могло быть и речи, чтобы отказываться от российских комбайнов.
Правда, некоторые ставили под сомнение идею создать на базе универсального энергосредства отечественный зерноуборочный комплекс. Мол, у него неприглядный вид, машина громоздкая. Да, гомельский комплекс был примерно на тонну тяжелее своего ростовского собрата. Но свыше 7 тонн общего веса КЗР-10 «Полесье-Ротор» приходилось на энергосредство, которое использовалось на других работах. А «Дон-1500» мог быть задействован лишь на жатве.
Затраты на производство и уборку различных культур оказались значительно меньше, чем у монокомбайна!
На то время по себестоимости уборки «Полесье-Ротору» не было равных. Затраты на производство и уборку различных культур оказались значительно меньше, чем у монокомбайна, утверждал бывший гендиректор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик. Это предполагала сама схема универсальности.
Жаркие споры о предлагаемой новинке разгорелись на заседании научно-технического совета Минсельхозпрода. В результате дискуссий было принято решение о нецелесообразности разработки такой машины для условий республики. Тем не менее ГСКБ продолжало создавать «Полесье-Ротор» без финансовой поддержки. Работали, можно сказать, на голом энтузиазме...
Ну а потом была рабочая поездка Президента в Гомельскую область, о которой мы говорили в начале. Валентин Шуринов вручил тогда Главе государства расчеты и попросил профинансировать работы. Просьбу удовлетворили быстро. В конце марта Минпром ходатайствовал перед соответствующими структурами о выделении денег на разработку, изготовление и испытание макетного образца зерноуборочного комплекса.
В мае вся документация для его производства была готова. Оставалось идею воплотить в металл. Около 70 процентов узлов и деталей изготовили в экспериментальном цехе, остальные — в объединении. В таком исполнении это была первая в мире новинка.
Кстати, некоторые сельхозпредприятия с удовольствием покупали бы роторные комбайны и сегодня. Ими хорошо убирать кукурузу на зерно — она прекрасно вымолачивается, не плющится. По мнению специалистов, лучше роторной машины для уборки зерна кукурузы пока нет.
Если бы Президент нас не поддержал, не раз повторял бывший гендиректор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик, никакого комбайна в республике бы не было. Всех устраивали закупки за пределами страны. Если на такую работу в специализированных конструкторских организациях уходило несколько лет, то на «Гомсельмаше» зерноуборочный комплекс создали за год.
А 24 августа на испытание новой машины в Ветковский район прилетел Президент
В первые дни августа 1996 года макетный образец проходил испытание в колхозе имени Урицкого Гомельского района. А 24 августа на испытание новой машины в Ветковский район прилетел Президент. Посмотреть на работу комплекса «Полесье-Ротор» приехали заместитель Премьер-министра Владимир Гаркун, представители облисполкома, специалисты ГСКБ, которые создавали машину.
Вот что об этом писала тогда газета производственного объединения «Сельмашевец»: «Сельмашевцы умышленно пустили в загонке «Дон» далеко вперед. «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Президент дал отмашку, гомельский комбайн прибавил скорость и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину.
Ведущий инженер конструкторского отдела кормоуборочной и малогабаритной
техники ГСКБ Алексей Дакука и инженер-конструктор Ольга Гурбан за работой, 2004 год
Крестьянская хватка не изменила Президенту, когда он подошел к валку соломы и вороху половы и сам убедился, что в них нет зерна».
Дав положительную оценку новой машине, Президент пообещал материально помочь ее созданию. И слово сдержал.
Хорошо отзывались о работе отечественного комбайна и аграрии. Вот одно из немногих мнений, высказанное вскоре после его испытаний председателем колхоза имени Ленина Гомельского района Юрием Савченко: «У меня хорошее впечатление от знакомства с комплексом «Полесье-Ротор». По моему глубокому убеждению, эта машина для сельчан является удобной и выгодной».
Потом комплекс «Полесье-Ротор» убирал гречиху в колхозе имени Калинина Добрушского района, а в совхозе «Вайханы» Городокского для него специально подобрали засоренный участок с ячменем и экстремальный по рельефу. Туда машина шла своим ходом. С работой справилась без замечаний.
Кто-то подсчитал: если выпущенную за все время «Гомсельмашем» технику выставить в белорусской столице, в ней не останется свободного места. Это 16 типов сельхозмашин, 75 базовых моделей и модификаций, 70 видов адаптеров и приспособлений для уборки различных культур. Среди этого многообразия почти 3,3 тысячи единиц — первые зерноуборочные комплексы КЗР-10 «Полесье-Ротор». Они работали не только в нашей республике. На международной выставке в 2000 году в Москве комплекс удостоен диплома первой степени и золотой медали. А через три года Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине республики признал его лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» на рынке Российской Федерации» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».

Анатолий ЦЫБУЛЬКО
За четверть века в модернизацию «Гомсельмаша» вложено немало денег, освоено несколько моделей зерно- и кормоуборочных комбайнов, другой техники. Кроме нашей страны, она работает в России, Украине, Казахстане, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Аргентине, Бразилии, Китае и других странах. Одна из последних разработок предприятия — суперкомбайн «Палессе GS 2124». В этом году на полях ОАО «Александрийское» Шкловского района Президент протестировал новую машину, предложив ее доработать. Она действительно впечатляет. Это комбайн будущего.
2000 год
Знают «Лиду» и на Амуре
С ЗАВОДСКОГО КОНВЕЙЕРА СОШЛО
БОЛЕЕ 2,5 ТЫСЯЧИ ТАКИХ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ МАШИН
В 1994 году Александр Лукашенко поручил «Лидагропроммашу» организовать выпуск зерноуборочных комбайнов. Не имея навыков производства такой техники, предприятие решило пойти на сотрудничество с западными фирмами. Желающих предложить свои услуги было немало. В Лиде побывали представители различных зарубежных компаний, которые выпускали комбайны. Но больше всего предприятие заинтересовала международная корпорация «Кейс». Она предлагала наиболее выгодные и привлекательные условия. Вскоре нашли с ней общий интерес. При подписании договора о сотрудничестве оговорили и название торговой марки: выпускаемые комбайны будут продаваться под брендом «Лида». Составили и план поэтапной локализации, наращивая количество отечественных комплектующих.
Решили осваивать «Кейс-525Н». Специалисты приводили аргументы в его пользу: достаточный для наших полей запас проходимости, машина маневренная, имеет гидропривод колес. К тому же на предприятии планировали в перспективе модернизировать совместное детище, насыщая его комплектующими отечественного производства, и со временем безболезненно перейти на производство более мощного аналога. К тому же «Кейс-525Н» по производительности практически не уступал «Дону», а по некоторым параметрам даже превосходил его.
По словам главного технолога предприятия Владимира Янченко, а он в конце девяностых прошлого столетия работал инженером-конструктором, а с 2006-го — главным конструктором, первый «Кейс» поставили в Лиду полуразобранным. Его собирали не торопясь, набивая руки на регулировках. Делали у себя некоторые узлы, использовали импортные, которых у нас не было, — редукторы, ножи. На предприятии постоянно присутствовал технический специалист «Кейса». Он давал рекомендации, решал все вопросы с заводом в Германии. Это был специалист широкого профиля. Постоянно наведывались в Лиду и представители, которые занимались финансовой поддержкой проекта.
Первенца, «Лиду-1300», все ждали с нетерпением. Его изготовили в июле 2000 года. Как водится в таких случаях, организовали небольшой митинг, выступило несколько человек, прозвучали теплые слова напутствия — и в дорогу. Первая машина ушла в совхоз «Берестовицкий» Берестовицкого района. В том же сезоне комбайн уже убирал зерновые.
«Лида-1300», рассчитанная на уборку зерновых до 60 центнеров с гектара, хлеборобам пришлась по душе.
— В подшефном хозяйстве нашим комбайном убирали рапс, — вспоминал бывший заместитель начальника отдела маркетинга и внешнеэкономических связей «Лидагропроммаша» Сергей Павлов. — Для сравнения пустили и «Дон». Участки подобрали одинаковые как по площади, так и по урожайности. Результаты удивили многих. «Лида» намолотила со своего 4 тонны зерна, а «Дон» — в два раза меньше. Данные о потерях говорят сами за себя. К тому же наш комбайн с поставленной задачей справился раньше, чем ростовский.
Второй этап предусматривал использование около 30 процентов комплектующих отечественного производства. К тому времени необходимо было освоить производство около 10 узлов. Стояла еще одна непростая задача: «обуть» лидские комбайны в отечественную резину. «Белшина» решила этот вопрос быстро. Тем более что ее поторапливал «Гомсельмаш», которому поначалу требовался одинаковый размер шин.
Третий этап совместной работы предусматривал довести количество отечественных комплектующих не менее чем до 50 процентов. Еще на первоначальном этапе организовали сервисное обслуживание машин, учебу комбайнеров. Подготовку прошли и специалисты сельхозпредприятий. Производство комбайнов и своих комплектующих способствовало техпереоснащению завода.

В 2004 году во время рабочей поездки по Гродненщине Президент посетил «Лидагропроммаш». Прежде он ознакомился с ходом уборки в регионе, работой зерноуборочных комбайнов, а потом и их производством. Тогда же поставил задачу снизить цену этих машин. При этом они должны быть не менее надежны, требовал Президент, чем немецкие или английские. А также дешевле. И объяснил почему: их покупаем за счет бюджета. А затраты ложатся на хлеб, молоко.

Со временем эту задачу предприятие тоже выполнило. Количество импортных комплектующих свело к минимуму.
В отдельные годы «Лидагропроммаш» выпускал сотни комбайнов «Лида-1300». За все время с конвейера сошло их свыше 2200. Когда из Амурской области для уборки сои поступила заявка на несколько таких машин на полугусеничном ходу, выполнили и ее. Отправили туда 16 таких машин. На счету предприятия также свыше 200 комбайнов «Лида-1600» и около ста прототипов СF-80.

Уже на «Белагро-2001» многочисленные гости с интересом знакомились с лидским зерноуборочным детищем. Некоторые были приятно удивлены столь оперативной организацией производства. В следующем году высокую оценку «Лида-1300» получила на московской международной выставке «Росагро-2002» за лучшую прогрессивную разработку в сельхозмашиностроении. Комбайны этой серии достойно зарекомендовали себя на жатве с урожайностью зерновых до 60 центнеров.

На предприятие зачастили представители соседних республик, интересовались организацией производства, производительностью комбайнов, надежностью. Только в 2007 году первую партию из трех комбайнов приобрели россияне. Эти машины составили там достойную конкуренцию аналогам. Заявки на «Лиду» начали поступать из Новгородской, Нижегородской областей. Комбайны отправляли также в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский, Краснодарский края, Казахстан. Поставляли и в Венесуэлу.
Конструкторы учли пожелания комбайнеров, улучшили условия их работы.
Увеличение урожайности зерновых требовало более производительной машины. Ею стала «Лида-1600». По сути, это модернизированный вариант предыдущей модели с более мощным двигателем. Пришлось увеличить объем бункера. Конструкторы учли пожелания комбайнеров, улучшили условия их работы. Первую такую машину в 2009 году отправили в одно из сельхозпредприятий Гродненского района.

От «Кейса-525» последние «Лиды» частично отличаются внутренней начинкой. Некоторые узлы приходилось усиливать, постоянно работали над улучшением качества. Если редукторы, например, поначалу поставляли три предприятия, то со временем осталось одно. Оно довело качество узла до высокого уровня. Правда, на заводе не скрывали: от оперативного импортозамещения иногда страдало качество. Но когда специалисты одного из райсельхозпродов проанализировали у себя поломки всех видов комбайнов, то у лидских их оказалось не больше, чем у остальных.

В ноябре прошлого года на территории акционерного общества стояло несколько новеньких таких машин, подготовленных для Казахстана и Узбекистана. На этом выпуск комбайнов «Лида-1300/1600» будет приостановлен. В перспективе «Лид­агропроммаш» намерен освоить производство аналогов с меньшей производительностью. Такая техника может быть востребована на африканском рынке, куда предприятие активно продвигает свою продукцию.
2018 год
Идет, как пишет
СУПЕРКОМБАЙН КЗС-2124 СОЗДАН ДЛЯ САМЫХ ВЫСОКИХ НАМОЛОТОВ
Александр Лукашенко 18 августа 2017 года побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему показали на тот момент самый высокопроизводительный комбайн КЗС-1624-1 ОАО «Гомсельмаш». Президент предложил испытать его на ходу: «Я хочу проверить, каков этот комбайн в эксплуатации. Потому что у промышленников есть привычка щеки надувать, что у нас хорошие комбайны, не хуже зарубежных аналогов. Проверим, как он будет на фоне других работать…»

После тестирования Глава государства поручил доработать модель с учетом выявленных недостатков, отметив, что есть еще над чем работать, чтобы улучшить комбайн. А 22 августа на совещании экономического штаба страны Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна: «Еще одно направление «Гомсельмаша» — создать суперкомбайн, который будет превосходить импортные аналоги. Я не буду раскрывать все секреты, но такие задумки и уже конкретные наработки у конструкторов есть».
От постановки Президентом задачи по созданию машины мирового уровня до ее полевых испытаний прошло меньше года
У конструкторов были наработки, которые они воплотили в металле за считаные месяцы. Уже в начале июня 2018 года КЗС-2124 впервые показали на «Белагро».

Начало заложил КЗС-1218. Это первый в СНГ зерноуборочный комбайн 6-го класса. Он создан в 2006 году и стал легендой на постсоветском пространстве. За все время производства выпущено более пяти тысяч единиц. КЗС поставляли на внутренний и внешний рынки. Техника хорошо показала себя в неблагоприятных условиях на уборке труднообмолачиваемых культур повышенной влажности. Положительные отзывы остались у инженеров и механизаторов. Комбайн прекрасно работает на участках с урожайностью до полусотни центнеров зерна с гектара.

В 2017 году в СПК имени Кремко, «Свислочь», «Прогресс-Вертелишки» Гродненского и ОАО «Гастелловское» Минского районов приятные эмоции вызывала урожайность зерновых более 100 центнеров с гектара. Переживания — низкий темп уборки из-за невысокой пропускной способности КЗС-1218. В 2017-м около 70 хозяйств приблизились к урожайности 60 центнеров с гектара, еще 48 ее превзошли. Нужна была новая, более производительная машина.
КЗС-1624 сделал большой рывок по сравнению с предшественником – КЗС-1218. Уже цифровой индекс этой модели говорит, что пропускная способность хлебной массы увеличилась на 4 килограмма в секунду. Жатка стала больше на 2 метра и достигла 9. Мощность двигателя с 330 лошадиных сил возросла до 530. Участки с урожайностью 60 и более центнеров с гектара убирать стало проще.

Двухбарабанная система с предварительным ускорением потока хлебной массы бережно обмолачивала зерно. Вместо клавишного соломотряса — соломосепаратор с двумя роторами. Такая комбинированная схема сочетает достоинства барабанного обмолота и роторной сепарации, лучше всего для хозяйств, которые наряду с зерновыми в больших объемах убирают кукурузу на зерно.

Механизатор шкловского ОАО «Александрийское» Юрий Деменков работал на КЗС-1218, импортном «Лексионе-580» и КЗС-1624. Впечатления от нашего лидера у него самые хорошие. Главное — убирает быстрее, качество обмолота лучше. Один раз установил параметры среза, и система поддерживает их автоматически. Если в зной жатку охватывают клубы пыли, включается система отсоса. Она в наклонной камере. Вывод Юрия Деменкова: комбайн вплотную приблизился к импортным аналогам, а может быть, даже стал вровень с ними.
На следующий день Глава государства отправился в «Александрийское», где вместе с механизатором в кабине оценил в действии зерноуборочный комбайн.
Хорошо отозвались о технике в России. «Гомсельмаш» выполнил заявки для крупных сельхозпредприятий Республики Татарстан, Орловской, Волгоградской, Ростовской, Курской и Тамбовской областей. Средний намолот одного комбайна — 2535 тонн, что на уровне импортных единиц. В Курской области, например, сезонная наработка одного из комбайнов превысила 7500 тонн с учетом зерна кукурузы.

Могут ли российские уборочные агрегаты соперничать с белорусскими? Испытания последней модели «Ростсельмаша» RSM-161 показали не самые высокие результаты. Вначале его создатели заявляли о возможном намолоте 40 тонн в час, но испытания дали лишь 24. Да и такой пропускной способностью особо никого уже не удивишь: всего 12 килограммов зерна в секунду. Такие комбайны мы делали давно.

10 августа 2018 года Александр Лукашенко посетил ОАО «Гомсельмаш». По словам Президента, он давно хотел побывать на предприятии и посмотреть, как выполняются взятые обязательства, особенно за последние два-три года. «Вы тогда попросили поддержку, она была оказана», — напомнил Президент. Ему показали обещанный КЗС-2124. Там же предложили посмотреть, как техника работает в поле. На следующий день Глава государства отправился в ОАО «Александрийское», где вместе с механизатором в кабине оценил в действии зерноуборочный комбайн.
У него много новинок. В базовой комплектации соответствует ведущим мировым брендам. Агрегат оборудован системой картирования урожайности. Работа в связке со спутником, в компьютер заносится точная информация, сколько зерна намолочено с каждого участка. Ее можно использовать для дифференцированного внесения удобрений или средств защиты растений.
Конструкторы улучшили условия труда механизатора. Освещение приборов позволяет уверенно работать ночью. Видеосистема с двумя камерами обеспечивает хороший обзор впереди и сзади. В кабине есть холодильник. Все удобства в полной мере смогли оценить механизаторы шкловского ОАО «Александрийское» и житковичского ОАО «Туровщина», где комбайны КЗС-2124 уже работали прошлым летом.

Во время жатвы ОАО «Гомсельмаш» ставил эксперименты: уборка шла на разных по контурности и изреженности полях. Всем, от агрономической службы хозяйства до конструкторской, интересно было, как справится комбайн. Намолотил 1540 тонн зерна, хотя по времени работал меньше остальных.
Комбайн полностью автоматизирован, не хуже зарубежных образцов
В ОАО «Александрийское» на КЗС-2124 трудился механизатор Денис Жиканов. Говорит, машина идет, как пишет: «Дни пролетали быстро. Комбайн полностью автоматизирован, не хуже зарубежных образцов. Впервые ехал с функцией беспилотного вождения. Она отключается, как только берешься за штурвал, и ни разу не давала сбоя».

Главный инженер ОАО «Туровщина» Николай Черный полагает, что КЗС-2124 по сравнению с импортными показал себя достойно: «Большой объем работ ему достался, но свою производительность продемонстрировал. Намолотил более тысячи тонн зерна». Из 13 задействованных на уборочной комбайнов девятиметровая жатка была только у этой машины. Она молотила зерно 23 дня.

Из самых последних разработок конструкторского бюро — КЗС-3219 со схемой «два барабана плюс два ротора». Испытания «Гомсельмаш» завершил, готовит модель в серийное производство в первой половине этого года. Специалисты российских машиноиспытательных станций высоко оценили ее, отметив производительность, отсутствие технологических проблем и экономичность уборки. КЗС-3219 во многом унифицирован с «классикой». Испытывали в прошлом году и КЗС-1119Р — достойный последователь линейки роторных комбайнов, самый первый из которых КЗР-10.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, Константин КОВАЛЕВ