1995 год

Начало реконструкции белорусских замков:

Мирский замок
Дворец Румянцевых-Паскевичей
Несвижский замок
На территории Беларуси в разные времена существовало не менее 150 замков, отличных своей историей, архитектурными и ландшафтными особенностями. От многих из них не осталось даже фундамента, фрагменты и остатки других до сих пор ждут своего возрождения. Но есть атмосферные дворцы и замки, форпосты нашей средневековой культуры, которые не только чудом выстояли в передрягах многовековой истории, но за последние годы набрали такую силу, красоту и мощь, что стали излюбленным местом туристов как из Беларуси, так и из других стран.
Мирский замок
Жемчужина белорусской архитектуры Мирский замок в ХХ веке едва не был загублен. Попытки реставрации в 1980–е годы так и не дали результата. Возрождение памятника зодчества произошло лишь после провозглашения независимости Беларуси: с самых первых и непростых лет Президент Александр Лукашенко заботился о сбережении культурного наследия молодого государства, о том, что станет достоянием будущих поколений белорусов.
Листаю подшивку «СБ» за 1995 год: «Самые разрушительные годы для замка выпали на нынешнее столетие: войны, пожары, полное забвение реликвии, — пишет в номере за 11 февраля 1995 года корреспондент Белинформа Эдуард Кобяк. — И только тридцать лет назад вспомнили о своей исторической святыне белорусы. Пришли в замок и первые реставраторы. Восстановить его планировали за несколько лет. Да вот не вышло. Если такими темпами вести работы и дальше, то еще тридцать лет уйдет на восстановление. А ведь есть замечательный опыт соседей–литовцев, которые уже лет пятнадцать назад подняли из руин знаменитый Тракай.
И все же работы идут: появились надзамковые башенки, винтовые лестницы, переходы, есть уже несколько помещений, где разместится небольшой музей. Сюда ежедневно прибывают экскурсии, тщательно изучаются еще не открытые страницы великолепного строения Средневековья...»
И все–таки новую жизнь в остатки старинных краснокирпичных стен вдохнули лишь в 1998 году, когда Мирский замок сделали филиалом Национального художественного музея. Гендиректор Владимир Прокопцов вспоминает — в том, что первый в истории независимого государства опыт масштабной музеефикации и реставрации исторического объекта оказался успешным, большую роль сыграла запущенная Президентом и Правительством Беларуси инвестиционная программа:
— Мы привлекли научных сотрудников Института истории в качестве консультантов, советовались с коллегами из Литвы, были заказчиками всех работ. В активную фазу работы по реконструкции вошли, когда по инвестпрограмме мы начали получать серьезное и четкое финансирование. Годы были трудные, сейчас мало кто вспоминает, насколько тогда приходилось нелегко. Самое главное было —– создать научную концепцию. Она рождалась в муках, реконструкция исторических объектов — это все же не профиль художественного музея. Нам пришлось перестраиваться на ходу. Пока мы вошли в тему, пока изучили историю замка...
Внешний облик замкового комплекса восстанавливали по сохранившимся фотографиям и документам. Подрядной организацией была «Минскреставрация», все специалисты — наши, белорусские, материалы в основном тоже. Напольную плитку, например, изготавливали и резали на «Керамине». Практически не сохранилось оригинальных предметов — и пришлось с нуля создавать интерьеры, заказывать мебель, по тендерам закупать гобелены, посуду, портреты.
— Громадная работа и колоссальное испытание для нас, ведь на тот момент в Беларуси просто не было подобного опыта, — признается генеральный директор Национального художественного музея. — Каждый вторник, несмотря ни на какие снега и дожди, мы проводили совещания прямо на объекте, в бытовке — небольшом деревянном помещении, которое отапливалось печкой. А ведь, кроме самого замка и его внутреннего убранства, облагородить надо было и прилегающую территорию площадью 26 гектаров: итальянский сад, английский парк, очистить озеро... Огромное спасибо и всем нашим подрядчикам и субподрядчикам, и Гродненскому облисполкому, который благоустроил городской поселок Мир, сделал из него прекрасное местечко. Сегодня можно туристу и иностранному представителю любого уровня показать Мирский замок — и будет не стыдно.
Гомельский
дворцово-парковый ансамбль
Сегодня невозможно себе представить Гомель без уникального памятника архитектуры и природы XVIII — XIX веков — дворца Румянцевых — Паскевичей и его роскошного парка. Это сердце города, к которому ведут все дороги. А ведь были годы, когда дальнейшую судьбу дворца решала остро назревшая реставрация. Для того чтобы преодолеть путь от стен, нуждающихся в «лечении», до жемчужины Гомельщины, которой он ныне является, потребовалось немало сил и средств.
Поворотным стал 1995 год. Именно в это непростое время было принято решение о реставрации, а также ключевом изменении статуса дворца.
Стоит сказать, что тогда архитектурный ансамбль лишь частично являлся музеем. Основное здание усадебного комплекса с 1937 года занимал областной Дворец пионеров и школьников. Музеем же являлась только 32–метровая четырехэтажная дворцовая башня, которая в этом качестве открылась для горожан и гостей города 7 ноября 1919 года. Однако в начале 90–х годов прошлого века весь усадебный комплекс нуждался в переменах — ветшающие элементы и стареющие стены требовали срочных мер. Главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово–паркового ансамбля Татьяна Шода вспоминает те времена:
— С одной стороны, необходимость реставрации была абсолютно очевидной. Последняя проводилась после войны. С другой — реализовать такой масштабный проект в непростые 90–е казалось едва ли не фантастической идеей.
Первый шаг сделали областные власти, приложившие максимум усилий, чтобы идея обрела черты реальности. Реконструкция дворца стала всеобщей стройкой, объединившей власти, предприятия, организации, горожан.
Однако даже при всем этом для области столь масштабный проект реставрации был крайне трудным. Но инициативу гомельчан поддержал Президент. Начиная с 1995 и по 2004 год средства республиканского бюджета стали регулярно направляться на этот объект. Процесс реставрации патронировался на государственном уровне. За девять лет, которые длилась эпоха возрождения Гомельского дворцово–паркового ансамбля, из всех источников на его обновление поступило около 10 миллиардов неденоминированных рублей. По тем временам колоссальная сумма. Но и превращения оказались впечатляющими. Заместитель директора музея дворцово–паркового ансамбля Владимир Литвинов, работавший и в то время, называет ключевое достижение реставрации:
— Было принято решение о том, что центральная часть дворца становится частью музея, а для пионеров и школьников возводится отдельное здание. Таким образом, дворцово–парковый ансамбль получил статус единого музейного комплекса, каким он и задумывался изначально, когда его создавали Румянцевы и Паскевичи.
Именно этой задаче и подчинялся сценарий перемен в облике дворца. Заместитель директора проектного филиала ОАО «Белреставрация» Владимир Синявский, на тот момент возглавлявший республиканское предприятие «Проектреставрация», рассказывает:
— Мы курировали этот объект. Он был действительно глобальным. Прежде всего стремились к тому, чтобы воссоздать исторический облик на основе сохранившихся документов, фотоматериалов, гравюр, чертежей и эскизов XIX века. Консультативную помощь оказывали сотрудники Эрмитажа. Было много спорных моментов, но и многое сделать удалось. Максимально восстановили интерьеры большинства комнат дворца, какими они были при владельцах. Вернули родную лепнину, утраченную в прежних реставрациях — после революции и войны. Домовая церковь, колонный зал, красная и белая гостиные, зал торжественных приемов, мраморные балюстрады, куранты на дворцовой башне, статуи — это лишь отдельные, но яркие штрихи к портрету обновленного дворца. Одновременно комплекс приспосабливался к своей основной задаче — музейной, а это фондохранилище, которого ранее не было, условия для посетителей, технические помещения.
Первой после реконструкции 3 июля 2003 года открылась дворцовая башня. Очевидцы вспоминают, что очередь посетителей выстроилась более чем на километр. Благодаря реставрации в башне были впервые представлены экспозиции, посвященные владельцам имения — Румянцевым и Паскевичам. И впервые выставлены оригинальные раритеты, которые хранились в запасниках музея с 1919 года: подлинные картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи того времени. В сентябре 2004 года — в День белорусской письменности — открылась и центральная часть дворца, завершив процесс возрождения усадебного комплекса. Роскошные залы, атмосфера иных эпох, уникальные экспонаты, которым позавидуют самые известные музеи... Реставрация 1995 — 2004 годов превратила Гомельский дворцово–парковый ансамбль в визитную карточку Гомельщины, сделав его одной из самых посещаемых достопримечательностей Беларуси. Сегодня это также центр межрегиональных связей. Важные встречи с участием Президента Александра Лукашенко и лидеров других государств проводятся во дворце Румянцевых и Паскевичей.
Несвижский замок
Буквально на днях дворцово–парковый ансамбль «Несвиж» праздновал 25–летний юбилей своего пребывания в статусе государственного музея–заповедника. Замок XVI века — воздвигнутый Радзивиллом Сироткой — переживал за четыре столетия весьма разные периоды, несколько раз был разрушен до основания, затем перестраивался и вновь обретал уверенность в себе. Все, как один, гости юбилейного вечера, а среди них были представители Министерства культуры, ученые, послы, книгоиздатели, члены семьи Радзивиллов — польские аристократы Николай и Мацей, вспоминали, в каком плачевном состоянии еще 30 лет назад пребывал замок. Как известно, с 1945 до начала 1990–х в его стенах размещался санаторий, что, возможно, и спасло Несвижский замок от тотального разрушения. Под нужды лечебницы он неоднократно перестраивался, однако стены и крыша уцелели. И когда Беларусь обрела независимость, в усадьбе начались реставрационные работы. Директор национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж» Сергей Климов в этой связи выделяет две даты:

— Постановлением Совета Министров было принято решение об образовании Национального заповедника «Несвиж» в 1993 году. Примерно в то же время и началась реконструкция дворца, которая длилась 10 лет. Вторая отметка, которой мы гордимся, — это 2012 год, когда состоялось официальное открытие Несвижского замка и первые посетители увидели его внутреннее убранство, фортификацию, каплицы, шикарные залы. С тех пор мы принимаем около 400 тысяч человек в год, за 6 лет устойчивого развития через наш замок прошли миллионы туристов.
— Сергей Михайлович, как вы считаете, почему у Несвижского замка такая счастливая судьба?
— Подобные преображения становятся возможны только благодаря поддержке государства. Президент принял решение о реставрации этого замка, и процесс пошел под его жестким контролем. Дворец был реконструирован в короткие сроки, очень много усилий в то время прилагали к его обновлению и Министерство культуры, и Минский облисполком. Здесь работала вся страна! Важно отметить, что для реконструкции и оснащения замка было принято решение не приглашать иностранных специалистов, все, что вы сейчас здесь видите — живопись, люстры, бра, камины, — выполнено белорусскими мастерами, что стало очень хорошей школой для местных специалистов.
Основатели этого замка Радзивиллы, кстати, были людьми прагматичными и действовали по тому же сценарию. Однажды пригласив итальянских архитекторов для проектировки замка, постарались обучить с их помощью основам строительного ремесла жителей Несвижа и окрестностей, чтобы впредь своими силами обходиться при благоустройстве замка и прилегающих к нему парковых территорий.
ВЕХИ
1
1583 год
Заложен первый камень. К началу XVII в. строительные работы были в основном завершены.
2
1706 год
Замок был взят шведами, которые разрушили замковые постройки и бастионные укрепления.
3
2005 год
Дворцово–парковый комплекс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
4
2012 год
Завершены реставрационные работы, и для посетителей открылись экспозиционные залы.
Присутствовавший на недавнем торжестве Мацей Радзивилл, оглядывая великолепное убранство несвижского дворца, пустился в воспоминания:
— 30 лет назад я сюда приехал впервые, и то, что увидел, привело меня в печаль. Тогда мне показалось, что уже ничего не спасти, конец замку. Но вы начали реконструкцию и — молодцы, белорусы! — успели все–таки спасти дом, который принадлежал когда–то моей тетке Эльжбете. Я с ней говорил два дня назад, она передавала музею–заповеднику поздравления с юбилеем и слова благодарности всем его сотрудникам, они занимаются очень важным делом — сохранением культурного наследия Беларуси.
Как уже отмечалось, сегодняшний дворцово–парковый комплекс располагает к себе многих белорусов, здесь можно не только прикоснуться к истории, но и отдохнуть, насладиться прогулкой в парке. К слову, презентация новой книги — «Несвиж. Дворцово–парковый ансамбль. Сады и парки» — состоялась на юбилейном вечере. В объемном издании с золотым тиснением почти на трехстах страницах представлена история фантасмагорических преображений парков магнатов. Фото, гравюры, карты, планы оригинальных ландшафтных решений Средневековья дают полную картину того, с какой любовью Радзивиллы возделывали свои сады. По словам составителей книги, среди них ученый–историк Владимир Короленок, в Беларуси проводится огромная работа по возрождению замков. А каждый средневековый дворец прежде всего гордится своим садом. В несвижском парке каждое дерево — это история. Возможно, парковые архитекторы и дизайнеры вдохновятся этой книгой и в будущем выдвинут концепцию, как благоустроить парковую территорию сегодняшнего дворцово–паркового комплекса. История волшебных преображений замка «Несвиж» продолжается.

Виолетта Дралюк, Ирина Овсепьян, Виктория Попова
В 2012 году Совет Министров утвердил государственную программу «Замки Беларуси» на 2012 — 2018 годы. Такое решение содержится в постановлении № 17 от 6 января. Цель госпрограммы — создание благоприятных условий для сохранения, восстановления и рационального использования объектов историко–культурного наследия, развития внутреннего и въездного туризма. «Замки Беларуси» предусматривают реализацию ряда мероприятий по сохранению историко–культурных ценностей.