2013 год

Новый экспертный уровень

Апрель 2013 года стал знаковым для судебных экспертов нашей страны. Указом Президента был сформирован новый институт — Государственный комитет судебных экспертиз. За следующие шесть лет его сотрудники помогут раскрыть сотни преступлений прошлых лет, которые, казалось, уже канули в Лету. Благодаря технологиям и талантливым специалистам сегодня ведомство достигает успехов, на которые ориентируются другие страны. С помощью вновь созданной структуры государству удалось перейти на новый уровень расследования уголовных дел.
С чего все начиналось
Вопрос реформирования системы государственных судебно-экспертных учреждений поднимался еще в 1992 году. Но к единому мнению тогда не пришли. Решение было найдено спустя 20 лет. За основу решили взять идею об особом процессуальном статусе эксперта и значении его заключения для установления истины.

Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» был окончательно определен основной вектор государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности. Председателем Государственного комитета судебных экспертиз назначили генерал-майора юстиции Андрея Шведа. Андрей Иванович на то время занимал должность заместителя председателя не так давно созданного Следственного комитета. О проблемах, с которыми сталкиваются следователи в процессе расследования уголовных дел, он знал не понаслышке.

Андрей Швед
На пресс-конференции, посвященной 5-летию создания комитета, Андрей Швед вспоминал, в каком состоянии была экспертная служба до образования комитета:

— По данным Следственного комитета, в 2013 году было более 3 тысяч фактов невыбытия экспертов на осмотр места происшествия. Что это означает? Нужно понимать, что самая сильная доказательная база всегда собирается при осмотре места происшествия. От того, насколько оперативно и качественно он проведен, зависит судьба практически каждого уголовного дела. В результате терялся большой пласт доказательств.

Почему сложилась такая ситуация? Проблем было много, но прежде всего — кадровая. По словам Шведа, в то время остро стоял вопрос выживаемости подразделений, которые занимаются судебными экспертизами: «Некомплект Государственной службы судебно-медицинских экспертиз составлял больше 60%. Десятки районов вообще не обеспечивались участием судебно-медицинских экспертов в осмотрах мест происшествия».
Необходимость в переменах явно назрела. Было решено объединить все экспертные ведомства в один институт. Созданная система объединила экспертные учреждения и подразделения, которые раньше работали отдельно. К примеру, подразделения органов внутренних дел, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства юстиции, Министерства обороны. В систему ГКСЭ вошли центральный аппарат и территориальные органы. Государственному комитету судебных экспертиз также подчинены Научно-практический центр ГКСЭ (НПЦ), Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз Респуб­лики Беларусь и республиканское унитарное предприятие «Белсудэксперт­обес­печение». Через два года, 15 июля 2015 г., был принят Закон «О Государственном комитете судебных ­экспертиз Республики Беларусь». Он закрепил основы работы комитета, его основные задачи и полномочия и определил правовой статус судебных экспертов.
Символ силы
У Государственного комитета судебных экспертиз есть собственное знамя. Его Президент Александр Лукашенко вручил председателю комитета Андрею Шведу 19 декабря 2014 года. Тогда Глава государства поделился мыслями о том, что решение об образовании комитета было верным: «Объективность, независимость процессов у нас приобрели мировой уровень. Честность, объективность — выше, чем в любой стране, я гарантирую. И я за этим тщательно слежу, — подчеркнул Президент. — Мы создали хорошую систему. Я очень рад, что в свое время принятое решение в Беларуси реализовано. Наши соседи попробовали и вернулись на круги своя или что-то недоделали. Мы как взяли этот курс, так и пошли. Почему? Потому что у нас в стране нет олигархических и прочих кланов, чтобы как-то подковерно вершить эти дела. Поэтому у нас получилось».
Раскрыть нераскрытое
После создания в Государственный комитет передали материалы, которые не были раньше исполнены. Материалы для более 18 тысяч (!) экспертиз и еще столько же исследований лежали в папке и просто ждали своего часа. В это время уголовные дела, в которых фигурировали эти доказательства, точно так же тоннами лежали у следователей на столах. Интересно, что пятая часть этого остатка сформировалась за последние несколько лет до создания комитета.

Только вдумайтесь: очередь на проведение фоноскопических экспертиз доходила до 9 месяцев, чтобы провести компьютерно-техническое исследование, нужно было ждать 12 месяцев, экономическую экспертизу — 9 месяцев, полгода составляла очередь на экспертизу наркотиков. Такая ситуация сложилась из-за многих факторов.
Оптимизация позволила выйти из этого пугающего пике. Уже к концу 2015 года в срок до 30 суток выполнялось более 99% ­экспертиз. Одной из первоочередных мер, позволивших добиться такого результата, стало создание соответствующих подразделений не только в центральном аппарате Государственного комитета, но и во всех областях страны и Минске. В первую очередь это касается фоноскопических, экономических, строительно-технических, товароведческих и автотовароведческих экспертиз, а также исследования радиоэлектронных устройств.
Цифра «СБ»
В республиканской идентификационной дактилоскопической системе сосредоточено более 6,8 миллиона дактилоскопических карт и 36 тысяч следов рук, изъятых при проведении осмотров мест происшествий. Это позволяет ежемесячно идентифицировать более 1.000 следов рук, изъятых в ходе осмотров мест происшествий.
С первого года создания комитета количество проведенных экспертиз резко возросло. Их стали проводить быстрее и качественнее. При этом в период становления комитета более чем на 50% выросло количество экспертиз, связанных с оборотом наркотиков. Работа в лабораториях была организована круглосуточно. Такие меры были необходимы, чтобы побороть стремительно набирающую обороты наркотизацию в нашей стране. В моду стали входить «марки» и другие «дизайнерские» наркотики. Однако и здесь благодаря специалистам Госкомитета судебных экспертиз удалось создать систему, которая оказала важное влияние на наркоситуацию.
Заслон для наркодилеров
Одним из главных достижений государственного комитета за прошедшие годы является материально-техническое обеспечение сферы исследования наркотиков. Нехватка аналитического оборудования — хромато-масс-спектрометров — не позволяла оперативно и качественно определять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, а также обнаруживать их следы. Первый хромато-масс-спектрометр появился в экспертной службе в 1996 году и оставался единственным до 2005 года. К 2013 году таких приборов было всего пять на страну, что связано с их высокой стоимостью. Один стоит около 150 тысяч долларов. Сегодня на вооружении ведомства работающие в круглосуточном режиме 18 хромато-масс-спектрометров, причем не только в центральном аппарате, но и во всех управлениях по областям и Минске, а также в крупных районных центрах: Бобруйске, Мозыре, Пинске, Барановичах, Лиде, Полоцке. Созданная таким образом впервые в стране трехуровневая система проведения экспертиз (центральный аппарат — область — район) позволила моментально возбуждать уголовные дела о распространении наркотиков.
Наркодилерам, которые раньше успевали до запрета наркотиков реализовать внушительную партию, наконец закрыли лазейку
Кроме того, организована система установления контроля над оборотом новых психоактивных веществ по принципу «на упреждение» — еще до их первого выявления на территории Беларуси по результатам мониторинга наркоситуации на территории других государств. Наркодилерам, которые раньше успевали до запрета наркотиков реализовать внушительную партию, наконец закрыли лазейку. Благодаря этому неподконтрольных «дизайнерских» наркотиков, начиная со второй половины 2014 года, в нашей стране не было зафиксировано.

В практику работы органов государственного комитета внедряется механизм передачи непосредственно с мест происшествий следов рук с использованием технологии беспроводной мобильной связи. Как следствие, в некоторых случаях еще до завершения осмотра места происшествия эксперт сможет представить информацию о человеке, возможно, причастном к совершению преступления, что, безусловно, повысит эффективность и оперативность работы по изобличению преступников.
Опыт, достойный заимствования
К белорусскому опыту присматриваются за рубежом. Только за первые годы функционирования ГКСЭ посетили представители экспертных учреждений России, Казахстана, Объединенных Арабских Эмиратов, Монголии, Эстонии, Грузии, Китая, Сербии, Швейцарии, Ирландии, Израиля, Германии и иных государств. В некоторых странах, например Казахстане, Кыргызстане, с учетом белорусского опыта уже начали процессы централизации экспертных служб.
Особое внимание гостей привлек опыт белорусских экспертов по проведению одорологических экспертиз
Интересным и перспективным стало взаимодействие с ­Объединенными Арабскими Эмиратами. Делегация Департамента криминалистики полиции Абу-Даби во главе с директором департамента полковником Абдулрахманом Мухаммадом аль-Хаммади посетила государственный комитет уже в январе 2014 года. Через три года председатель ГКСЭ Андрей Швед и командующий полиции Абу-Даби Мохаммед Хальфан Аль Ромни подписали Меморандум о взаимодействии. Как рассказал «СБ» Андрей Швед, особое внимание гостей привлек опыт белорусских экспертов по проведению одорологических экспертиз (запаховых следов человека): «Лабораторные собаки, используемые при проведении таких исследований, могут идентифицировать конкретный запах по отобранному с места происшествия образцу из миллионов других проб. Аналогов такому виду экспертиз в полиции ОАЭ нет. В итоге наши гости заявили о намерении создать в Эмиратах аналогичное подразделение по белорусскому образцу. Также решено проработать вопросы обучения в Беларуси иностранных специалистов, подготовки соответствующих программ стажировок».
Сегодня Государственный комитет судебных экспертиз представляет собой самостоятельную единицу, которая смогла решить все поставленные перед ней задачи. Укомплектованность штата приближается к 100 процентам, средняя зарплата специалистов доходит до 1.000 рублей, за последние несколько лет было внедрено более 10 видов новых экспертиз, в то время как за семь лет до образования комитета — ни одной. К моменту создания ГКСЭ 82% криминалистического оборудования выработало свои ресурсы. Сегодня наши эксперты имеют возможность работать на самом современном оборудовании.
Экспертизы стали доступнее, оперативнее, а значит, всей судебной системе теперь гораздо проще докопаться до истины.

Светлана ИСАЕНОК