1994 год
Первый «Лiстапад».
Время хорошего кино
Если бы «Лiстапада» не было, его бы стоило придумать. Любимый минский кинофестиваль, превращающий неуютный ноябрь в праздник открытий и встреч. Вот уже 25 лет он расширяет границы и развивает вкус к хорошему кино. Волнует, заставляя размышлять и сопереживать. И сплачивает людей.
Начало «Лiстапада» не могло быть случайностью, пусть даже счастливой, как нередко вспоминают об этом люди, причастные к событиям в минском кинотеатре «Октябрь» в ноябре 1994–го. Он был необходим всем. Публике, для которой постсоветское кино оставалось гораздо большим, чем просто кино. Кинематографистам, которых связывали не только творческие, а и давние дружеские отношения. Молодым актерам — в те непростые годы многие меняли профессию, даже очень талантливые оказались невостребованными. Кинотеатрам, «Беларусьфильму» — «Лiстапад» был нужен всем, для кого–то став отдушиной, а для кого–то и спасением. А начиналось все с нескольких энтузиастов и Ростислава Янковского, которого кинорежиссер Сергей Артимович и преподаватель Минского института культуры Татьяна Ковалева пригласили на должность председателя кинофестиваля, сделав ставку на его хорошо известную в мире кино фамилию и перспективные семейные и творческие связи.
На фестивале в 1995 году
Большое будущее нашего кинофорума можно было предсказать уже тогда. По внушительным очередям у кинотеатра «Октябрь» — в 1994 году в его кинозале было 1.600 мест, и их оказалось мало для всех желающих попасть на сеансы. По первому фильму–победителю, за который проголосовали зрители, — главный приз вручили документальной картине–эксперименту Никиты Михалкова «Анна. От 6 до 18». Для такой публики стоило работать.
К слову, лента Михалкова в том году на считаные голоса опередила фильм Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Приз зрительских симпатий «Золото «Лiстапада — 1995» достался уже его картине «Все будет хорошо». До международного признания нашему кинофоруму было еще далеко, тем не менее, вспоминает режиссер Астрахан, награда его по–настоящему взволновала: — Это был очень важный для меня приз. Я им очень дорожу.
В 1996–м стать директором «Лiстапада» предложили Валентине Степановой, возглавлявшей в те годы творческую секцию Белорусского союза кинематографистов. У нее был солидный опыт — организация всесоюзных семинаров кинематографистов, проведение всесоюзного же фестиваля телевизионных фильмов с нашим некогда знаменитым творческим объединением «Телефильм».
Валентина Степанова
— И двое несовершеннолетних детей, — добавляет Валентина Алексеевна. — Но отказаться я не смогла. Жаль было терять такое дело, хотя зарплаты мне не обещали — годы были переломные, непростые. Николай Бурляев, президент кинофорума «Золотой Витязь», с которым я начала сотрудничать накануне, обещал помочь. Собственно, это он меня уговорил, много лет «Золотой Витязь» являлся фактическим партнером «Лiстапада». Но даже с такими дружескими контактами и поддержкой Министерства культуры делать настоящий, большой кинофестиваль было сложно. И мы с Ростиславом Ивановичем Янковским обратились в Мингорисполком. А позже написали письмо в Администрацию Президента — нас поддержали и там. Это уже ко многому обязывало. Когда Глава государства уделяет внимание фестивалю, программа должна соответствовать.
В разные годы гостями кинофестиваля становились знаменитые актеры и режиссеры
Ориентир, на который взял курс наш «Лiстапад», ясно сформулирован в названии специального приза Президента «За гуманизм и духовность в кино». Фильмы, которые отбирались на минский кинофорум, стали долгожданной альтернативой для публики, истосковавшейся по хорошим картинам. Киночернуха 1990–х практически вытеснила с экранов кино, которое по–настоящему хотелось смотреть. «Лiстапад» вернул зрителей в кинозалы. Валентина Степанова говорит:

— Не менее важной задачей стала для нас поддержка белорусского кинематографа. Возможно, на фоне конкурсных лент картины «Беларусьфильма», которые включались в программу «Лiстапада», выглядели не всегда выигрышно, но их смотрели, обсуждали. Это было очень важно для наших кинематографистов.
Ежегодная аудитория «Лiстапада» — около 40.000 зрителей и более 100 гостей со всего мира.
Вне конкурса здесь демонстрировали не только свежие работы национальной киностудии, но еще архивное и «полочное» белорусское кино, анонсировали будущие проекты «Беларусьфильма» и устраивали ретроспективные показы наших киномастеров. По инициативе Театра–студии киноактера начали проводить параллельный театральный форум, благодаря которому режиссеры и продюсеры, гости «Лiстапада» могли оценить потенциал белорусских актеров. Появился детский киносмотр «Лiстападзiк», конкурс документального кино, конкурс телефильмов... Каждый следующий «Лiстапад» публика ждала и предвкушала. С каждым годом его афиша становилась все более международной, объединяя иной раз до 50 стран. А встретиться с любимыми артистами, режиссерами, авторами конкурсных лент из десятков стран можно было не только в кинозале.
— Мы побывали в Бресте, в других городах, приезжали в колхозы. Поверьте, для людей это была радость, они, как мне кажется, получили намного больше положительных эмоций, чем если бы, к примеру, каждому из них выдали по 5 у.е., — делился впечатлениями кинорежиссер–оператор «Беларусьфильма» Юрий Марухин в 1999 году. Увы, сегодня его имя уже история национального кинематографа. Как и страницы того, прежнего «Лiстапада» — теперь это другой кинофестиваль, с иным лицом, новой командой.
Но, как и раньше, с Марухиным — «За лучшую операторскую работу» здесь вручают приз его имени. И энтузиасты, которые делают минский кинофорум, все такие же идейные. И первая награда та же — приз Главы государства «За гуманизм и духовность в кино».
КАКИЕ ДАТЫ, КАКИЕ ИМЕНА!
1
1994 год
Ростислав Янковский открыл первый «Лiстапад», до 2002–го носивший название «Кинофестиваль стран СНГ и стран Балтии».
2
1996 год
Директором минского кинофестиваля стала Валентина Степанова, руководившая «Лiстападам» до 2008 года.
3
1998 год
Появился «Лiстападзiк».
4
2003 год
«Лiстапад» обзавелся международным статусом. В Минске были представлены картины из Польши, России, Сербии, Болгарии, Чехии, США, Ирана, Китая и Японии.
5
2007 год
Первый конкурс документальных фильмов.
6
2010 год
Новый формат. Руководство фестивалем доверили Анжелике Крашевской, программным директором игрового кино стал Игорь Сукманов. Отныне победителей определяют не зрители, а профессиональное жюри.
7
2013 год
Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» получил постоянную аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров.
8
2017 год
Впервые вручается приз Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI).