Если бы «Лiстапада» не было, его бы стоило придумать. Любимый минский кинофестиваль, превращающий неуютный ноябрь в праздник открытий и встреч. Вот уже 25 лет он расширяет границы и развивает вкус к хорошему кино. Волнует, заставляя размышлять и сопереживать. И сплачивает людей.
Начало «Лiстапада» не могло быть случайностью, пусть даже счастливой, как нередко вспоминают об этом люди, причастные к событиям в минском кинотеатре «Октябрь» в ноябре 1994–го. Он был необходим всем. Публике, для которой постсоветское кино оставалось гораздо большим, чем просто кино. Кинематографистам, которых связывали не только творческие, а и давние дружеские отношения. Молодым актерам — в те непростые годы многие меняли профессию, даже очень талантливые оказались невостребованными. Кинотеатрам, «Беларусьфильму» — «Лiстапад» был нужен всем, для кого–то став отдушиной, а для кого–то и спасением. А начиналось все с нескольких энтузиастов и Ростислава Янковского, которого кинорежиссер Сергей Артимович и преподаватель Минского института культуры Татьяна Ковалева пригласили на должность председателя кинофестиваля, сделав ставку на его хорошо известную в мире кино фамилию и перспективные семейные и творческие связи.
Большое будущее нашего кинофорума можно было предсказать уже тогда. По внушительным очередям у кинотеатра «Октябрь» — в 1994 году в его кинозале было 1.600 мест, и их оказалось мало для всех желающих попасть на сеансы. По первому фильму–победителю, за который проголосовали зрители, — главный приз вручили документальной картине–эксперименту Никиты Михалкова «Анна. От 6 до 18». Для такой публики стоило работать.
К слову, лента Михалкова в 1994-м году на считаные голоса опередила фильм Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». А приз зрительских симпатий «Золото Лiстапада» в 1995-м достался уже картине Астахана «Все будет хорошо». До международного признания нашему кинофоруму было еще далеко, тем не менее, вспоминает режиссер Астрахан, награда его по–настоящему взволновала: — Это был очень важный для меня приз. Я им очень дорожу.
В 1996–м стать директором «Лiстапада» предложили Валентине Степановой, возглавлявшей в те годы творческую секцию Белорусского союза кинематографистов. У нее был солидный опыт — организация всесоюзных семинаров кинематографистов, проведение всесоюзного же фестиваля телевизионных фильмов с нашим некогда знаменитым творческим объединением «Телефильм».
Валентина Степанова
— И двое несовершеннолетних детей, — добавляет Валентина Алексеевна. — Но отказаться я не смогла. Жаль было терять такое дело, хотя зарплаты мне не обещали — годы были переломные, непростые. Николай Бурляев, президент кинофорума «Золотой Витязь», с которым я начала сотрудничать накануне, обещал помочь. Собственно, это он меня уговорил, много лет «Золотой Витязь» являлся фактическим партнером «Лiстапада». Но даже с такими дружескими контактами и поддержкой Министерства культуры делать настоящий, большой кинофестиваль было сложно. И мы с Ростиславом Ивановичем Янковским обратились в Мингорисполком. А позже написали письмо в Администрацию Президента — нас поддержали и там. Это уже ко многому обязывало. Когда Глава государства уделяет внимание фестивалю, программа должна соответствовать.
В разные годы гостями кинофестиваля становились знаменитые актеры и режиссеры
Фанни Ардан
Клер Дени
Кира Муратова
Никита Михалков
Светлана Дружинина
Андрей Звягинцев
Эмир Кустурица
Кшиштоф Занусси
Брийянте Мендоса
Дени Коте
Сергей Лозница
Ориентир, на который взял курс наш «Лiстапад», ясно сформулирован в названии специального приза Президента «За гуманизм и духовность в кино». Фильмы, которые отбирались на минский кинофорум, стали долгожданной альтернативой для публики, истосковавшейся по хорошим картинам. Киночернуха 1990–х практически вытеснила с экранов кино, которое по–настоящему хотелось смотреть. «Лiстапад» вернул зрителей в кинозалы. Валентина Степанова говорит:
— Не менее важной задачей стала для нас поддержка белорусского кинематографа. Возможно, на фоне конкурсных лент картины «Беларусьфильма», которые включались в программу «Лiстапада», выглядели не всегда выигрышно, но их смотрели, обсуждали. Это было очень важно для наших кинематографистов.
Ежегодная аудитория «Лiстапада» — около 40.000 зрителей и более 100 гостей со всего мира.
Вне конкурса здесь демонстрировали не только свежие работы национальной киностудии, но еще архивное и «полочное» белорусское кино, анонсировали будущие проекты «Беларусьфильма» и устраивали ретроспективные показы наших киномастеров. По инициативе Театра–студии киноактера начали проводить параллельный театральный форум, благодаря которому режиссеры и продюсеры, гости «Лiстапада» могли оценить потенциал белорусских актеров. Появился детский киносмотр «Лiстападзiк», конкурс документального кино, конкурс телефильмов... Каждый следующий «Лiстапад» публика ждала и предвкушала. С каждым годом его афиша становилась все более международной, объединяя иной раз до 50 стран. А встретиться с любимыми артистами, режиссерами, авторами конкурсных лент из десятков стран можно было не только в кинозале.
— Мы побывали в Бресте, в других городах, приезжали в колхозы. Поверьте, для людей это была радость, они, как мне кажется, получили намного больше положительных эмоций, чем если бы, к примеру, каждому из них выдали по 5 у.е., — делился впечатлениями кинорежиссер–оператор «Беларусьфильма» Юрий Марухин в 1999 году. Увы, сегодня его имя уже история национального кинематографа. Как и страницы того, прежнего «Лiстапада» — теперь это другой кинофестиваль, с иным лицом, новой командой.
Но, как и раньше, с Марухиным — «За лучшую операторскую работу» здесь вручают приз его имени. И энтузиасты, которые делают минский кинофорум, все такие же идейные. И первая награда та же — приз Главы государства «За гуманизм и духовность в кино».
КАКИЕ ДАТЫ, КАКИЕ ИМЕНА!
1
1994 год
Ростислав Янковский открыл первый «Лiстапад», до 2002–го носивший название «Кинофестиваль стран СНГ и стран Балтии».
2
1996 год
Директором минского кинофестиваля стала Валентина Степанова, руководившая «Лiстападам» до 2008 года.
3
1998 год
Появился «Лiстападзiк».
4
2003 год
«Лiстапад» обзавелся международным статусом. В Минске были представлены картины из Польши, России, Сербии, Болгарии, Чехии, США, Ирана, Китая и Японии.
5
2007 год
Первый конкурс документальных фильмов.
6
2010 год
Новый формат. Руководство фестивалем доверили Анжелике Крашевской, программным директором игрового кино стал Игорь Сукманов. Отныне победителей определяют не зрители, а профессиональное жюри.
7
2013 год
Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» получил постоянную аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров.
8
2017 год
Впервые вручается приз Международной федерации кинокритиков (FIPRESCI).