2004 год

Туш для ратуши

Как через полтора века Минск вновь обрел знаковое историческое сооружение
В этом году исполняется пятнадцать лет, как в Минске вновь появилось здание ратуши. То был первый в стране опыт возрождения уникального символичного архитектурного сооружения, утраченного более 150 лет назад и игравшего ключевую роль в истории города.
Право имели
Вообще, история нашей ратуши началась в 1499 году вместе с получением городом Магдебургского права. Тогда жители освободились от феодальных повинностей, суда и власти воевод. Город получил герб и знамя, торговые и ремесленные привилегии, право на строительство ратуши, которая предназначалась для заседаний и работы магистрата — тогда именно он стал органом самоуправления Минска.
В 1547-м сильнейший пожар уничтожил почти всю городскую застройку, в том числе и ратушу
Где находилась первая ратуша, точных сведений нет. Принято считать, что ее возвели в центре Троицкой горы на большой рыночной площади — в том месте, где сейчас здание Большого театра Беларуси. Но в 1547-м сильнейший пожар уничтожил почти всю городскую застройку, в том числе и ратушу.

В конце XVI века по канонам стиля эпохи Возрождения в Минске создается новый городской центр «Высокий рынок», ныне это площадь Свободы. Понятно, что значительную часть территории занимали торговые ряды. В центре же площади построили традиционное для европейской архитектуры здание каменной ратуши с высокой башней городских часов и гостиный двор. Эта постройка простояла на своем месте более 250 лет. Правда, в конце XVIII — начале XIX века архитектор Ф. Крамер переделал ее в стиле классицизма, пристроил каменную ограду и разбил сквер вместо примыкавших к тыльному фасаду торговых лавок. Площадь сразу стала любимым местом жителей и гостей города. С балкона ратуши летом ежедневно с 19 до 20 часов исполнялись различные симфонии и увертюры.
В 1851 году было принято решение снести ратушу. Под приказом стояла личная подпись царя Николая I. Однако горожане не спешили исполнять приказ, несколько лет не притрагивались к зданию, хотя фактически из этого камня и кирпичей могли построить себе несколько домов. Так им было дорого это место. Говорят, местные жители даже за плату не согласились участвовать в разрушении постройки. Властям пришлось нанять сезонных рабочих, подрабатывавших в городе. И те уже поработали на славу. Произошло это в 1857 году.
На том же месте
Археолог и историк Сергей Тарасов сегодня вспоминает: около двух десятков лет назад, когда проходили раскопки, был очень удивлен тому, что от фундамента почти ничего не осталось. Но благодаря кропотливой работе настоящих профессионалов удалось точно определить размеры той ратуши.
Вслед за археологами за ратушу взялись архитекторы
Дело доверили Сергею Багласову. Сегодня он лауреат специальной премии Президента «за значимый личный вклад в реставрацию и восстановление историко-культурного комплекса площади Свободы с прилегающей застройкой в городе Минске». А почти два десятка лет назад это был самый увлеченный историческим центром столицы архитектор. Сергей Георгиевич рассказывает, что занимался этой темой еще в студенческие времена. Потом заболел ею еще больше. Поэтому лучшего научного руководителя восстановления ратуши было сложно придумать.

Багласов немало времени провел в различных архивах, но отыскать информации по этому делу удалось не так уж и много. В итоге у него на руках оказались проект и рисунок Ф. Крамера, чертеж ограды, фиксационный чертеж архитектора К. Хрищановича 1835 года, акварель Ю. Пешки начала XIX века, рисунок неизвестного художника 20-х годов XIX века и акварель Г. Герасимовича 1893 года.
— По материалам этих изображений методом приведения к единому масштабу были выполнены пять графических реконструкций здания. На их основании с учетом материалов археологии, историко-архивных данных, аналогов и руководства по строительству начала XIX века был выполнен проект воссоздания ратуши, — возвращается к тем годам Сергей Багласов.

— В итоге внешний вид ратуши полностью воссоздан в современных строительных материалах и частично ее интерьеры. У нас не стояло задачи подчинить памятник исторической планировке. Раньше на первом этаже размещались суды и гауптвахта, на втором — городовой и магистрат с залом совещаний. В нашем случае предполагалось сделать здание несколько иного назначения. Поэтому было принято решение воссоздать лишь объемно-планировочную схему здания и наиболее ценные известные нам элементы (лестницы в башне и зал совещаний), а также дополнить подземный уровень новым большим многофункциональным залом со световым фонарем.

Больше чем музей
Александр Лукашенко расписывается в Книге почетных гостей Минской ратуши
В итоге ратуша стала административным зданием. Первое мероприятие, которое здесь состоялось, — жеребьевка матча Кубка Дэвиса по теннису 5 февраля 2004-го. Официальная церемония открытия с участием Президента прошла 4 ноября 2004-го. Александр Лукашенко в тот день не только побывал в ратуше, но и прошел пешком по всему историческому центру. Он говорил о том, что видит будущее столицы в органичном сочетании старины и современности: «Настало время строить на перспективу. Чтобы это осталось на века. Нужно сохранить лучшие черты прошлого, где необходимо, памятники зодчества восстановить». Этой же мыслью проникнута и запись, оставленная Президентом в книге почетных гостей Минской городской ратуши: «В этом здании особенно ощущается связь с предыдущими и ответственность перед будущими поколениями... Верю в долгую жизнь ратуши, в то, что будущим минчанам не придется отстраивать и открывать ее еще раз».

Галина Ладисова
А в 2012-м здание открыло двери для посетителей. Это связано с тем, что ратуша стала структурой Музея истории города Минска. В очень сжатые сроки там организовали первую экспозицию «Минск в историческом пространстве. Картографический кабинет».

— Почему такая тема? — переспрашивает директор Галина Ладисова. — Потому что ратуша — символ городского самоуправления. Мы показали Минск на исторических картах.

Это утверждение города как значимого административно-территориального центра в определенный исторический период. Конечно же, здесь представлены и оригинальные карты, и реконструкции. Один из самых интересных экспонатов — модель глобуса XVI века, сделанного на основе изучения сохранившихся редких карт известным картографом и историком, кандидатом исторических наук Львом Романовичем Козловым. Привлекает внимание и реконструкция уникальной карты «Европа. 1554 г.» Герарда Меркатора. Это означает, что город был известен далеко за пределами Великого Княжества Литовского. Именно обозначение нашего города на этой карте считается первым обозначением Минска на картах вообще.
Много в экспозиции и материалов, непосредственно связанных с нашей столицей. Это и реконструкция известной радзивилловской карты 1613 года, которая была издана по указу Николая Радзивилла Сиротки, где Минск обозначен как центр воеводства. Это и карты более позднего периода, когда город становится центром Минской губернии. И, конечно же, знаменитая военно-топографическая карта генерала Шуберта, так называемая трехверстка. Это достаточно подробная карта, где нанесены практически все имения в окрестностях Минска — Слепянка, Лошица, Чижовка и многие другие, которые сейчас являются микрорайонами столицы.

Интересна, а главное оригинальна, и вторая экспозиция в ратуше — «Минск среди друзей. Города-побратимы». У белорусской столицы действительно за последние годы сложились теплые отношения с большими и маленькими иностранными городами. Только побратимов тридцать, а еще множество городов-партнеров. Конечно же, все официальные делегации едут к нам в гости не с пустыми руками. Вот из этих подарков и образовалась вторая экспозиция. Некоторым странам, например России, Китаю, Японии, выделены целые стенды.
Притягивают внимание и произведения искусства, которые создавались специально к открытию ратуши
Здесь и хохломская роспись, и книги на шелке, и модель машины 1958 года выпуска, которые производятся в Чанчуне, и известные ноттингемские кружева, и казахские шахматы с позолотой... А сколько различных расписных ваз — национальное декоративно-прикладное искусство вообще представлено очень широко.

По-прежнему притягивают внимание и произведения искусства, которые создавались специально к открытию ратуши. Это и картины народного художника Беларуси Владимира Товстика с изображением Минска губернского, и гобелен, сделанный ткачихами Борисовского комбината декоративно-прикладного искусства имени А.М. Кищенко по эскизу художника Валерия Довгяло. Огромное полотно размером 3 на 7,5 метра восхищает. На гобелене, выполненном в технике сфумато, изображена ратушная площадь середины XIX века. Там и несохранившийся Доминиканский собор, и уникальная башня перед костелом Девы Марии, и дом, где жил губернатор… Если пристально вглядываться в него, создается ощущение присутствия там.

Все это, конечно, надо видеть своими глазами. Пока, правда, функция ратуши двоякая: она используется и как административное здание, и как музей. Здесь проходят знаковые события, чествование заслуженных людей, пресс-конференции. Поэтому появиться там неожиданно в любое время невозможно. Надо заранее бронировать себе место в экскурсионных группах. Но в обозримом будущем, надеется Галина Ладисова, двери ратуши будут открыты для всех желающих.

Наталья СТЕПУРО