2005 год

Наши яркие звездочки

Как Беларусь дважды покорила детское «Евровидение»
Музыка не имеет границ. И это не просто слова, что дважды в год подтверждает «Евровидение» — международный музыкальный конкурс, за которым следят во всех частях света. Без преувеличения, уникальное телешоу, занесенное в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгоиграющий телепроект. Первое «Евровидение» прошло в 1956 году. Основной его целью стала идея наладить связи между странами, возрождавшимися после войны, объединить Европу музыкой. А в 2003-м Европейский вещательный союз учредил детскую версию знаменитого вокального состязания, которая очень быстро стала не менее популярной. Беларусь участвует в международном детском конкурсе песни «Евровидение» с момента основания и в прошлом году стала его хозяйкой уже во второй раз. Бесспорно, нам есть о чем вспомнить.
Как Копенгаген стоял на ушах
— От этой песни мне самой хотелось танцевать, и зал стоял на ушах! Хотя никто там не понимал ни слов, ни что такое Беларусь (потому что в Дании Беларусь называется совсем иначе), но все танцевали и старались мне подпевать, — в памяти Ольги Сацюк, нашей первой участницы детского «Евровидения», эта яркая картинка осталась на всю жизнь. Тогда ей только исполнилось 10 лет, но выступать перед публикой для Оли было делом привычным. Впервые она вышла на сцену в 4 года и до Копенгагена, где прошло первое состязание «Евровидения» для юных вокалистов, успела завоевать не одну награду песенных конкурсов для детей.

Вообще, история Оли Сацюк из Кобрина — это не только о том, как начиналось «Евровидение» для Беларуси. А в первую очередь о наших талантливых детях и тех возможностях, которые созданы в стране для выявления и развития их способностей.
Вместе мы большая сила
Ксения Ситник
Через полгода, в мае 2004-го, Беларусь дебютировала на «Евровидении» для профессиональных певцов. Александра Кирсанова и Константин Драпезо, исполнившие на стамбульской сцене композицию «Мой Галилей», накрепко привязали белорусских зрителей к телеэкранам. С тех пор и по сей день это вокальное шоу остается одним из популярнейших в стране, а выбор очередного конкурсанта дважды в год становится едва ли не самой обсуждаемой темой у белорусов.
Ксения Ситник
В конце осени 2005-го вся Европа подхватила этот мотив, с ходу влюбившись в 10-летнюю Ксюшу Ситник
«О-а-о! Только вместе мы большая сила! О-а-о! Рядом ты и я», — в конце осени 2005-го вся Европа подхватила этот мотив, с ходу влюбившись в 10-летнюю Ксюшу Ситник, за которую в абсолютном большинстве отдали свои голоса зрители комплекса «Этиас Арена» бельгийского города Хасселт, а также все остальные, наблюдавшие за выступлениями юных конкурсантов по телевизору.

— Нам нужна была эта победа — как признание трепетного и уважительного отношения белорусского государства к проблемам детей, — подчеркнул Александр Лукашенко, поздравив Ксению и поблагодарив всех европейцев, которые голосовали за юную представительницу Беларуси. К слову, стипендиаткой специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи 10-летняя певица из Мозыря стала еще до «Евровидения». Что-что, а находить таланты, беречь и помогать им в Беларуси умеют. У государства эта тема всегда в приоритетах, да и чутких, хороших педагогов в стране хватает.
Вторая победа
Перед поездкой в Бухарест на следующее детское «Евровидение» (уже в качестве почетной гостьи) Ксения Ситник выпустила свой сольный альбом — диск и нотный буклет со словами и музыкой всех песен, которые в него вошли. Дополнить аудио сборником с нотами предложила мама и педагог Ксении, Светлана Стаценко. В свое время она основала и возглавила в Мозыре студию эстрадного пения «ЮМЭ'С» и знала, как ей будут благодарны за свежий репертуар учителя музыки и другие коллеги, занимающиеся с детьми. Одаренных ребят у нас много. Что и подтвердили результаты следующих конкурсов «Евровидения» для юных исполнителей.
Алексей Жигалкович
Международный детский конкурс песни «Евровидение-2007» снова принес победу Беларуси
В 2006-м Андрей Кунец, еще один воспитанник Светланы Стаценко (теперь — художественного руководителя Национального центра музыкального искусства имени Мулявина), завоевал второе место на детском «Евровидении», проходившем в Румынии. Считанные баллы уступил задорный мальчишка из Мозыря победительницам, сестрам Толмачевым из России. Зато международный детский конкурс песни «Евровидение-2007» снова принес победу Беларуси. Юный минчанин Алексей Жигалкович с песней собственного сочинения, которую назвал «С друзьями», уверенно завоевал первое место в Роттердаме, куда съехались конкурсанты из 17 стран.
Сюрприз и рекорд
По мнению Светланы Стаценко, авторитет нашей страны, завоеванный прежними участниками этого резонансного конкурса, сыграл свою роль в том, что Беларусь стала первой страной, побеждавшей на детском «Евровидении» дважды. Наши читатели все настойчивее задавали вопрос, когда «Евровидение» приедет в Беларусь (в отличие от аналогичного конкурса для взрослых исполнителей страну — хозяйку детской сцены выбирает Европейский вещательный союз). Наконец мы смогли удовлетворить их любопытство: вскоре Белтелерадиокомпания подала заявку в оргкомитет конкурса о проведении международного состязания для юных вокалистов на нашей территории. И летом 2009 года Европейский вещательный союз принял решение, что столицей детского «Евровидения-2010» станет Минск.
Александр Рыбак
Александр Рыбак половину своей победы посвятил родной стране — Беларуси
А накануне случилось то, чего наша публика никак не ожидала. Победителем очередного международного конкурса эстрадной песни «Евровидение-2009» стал Александр Рыбак, принеся Норвегии самое большое количество победных баллов за всю историю этого шоу. И половину своей победы посвятил родной стране — Беларуси.

— Считаю, что мои белорусские корни также помогли мне победить, ведь в Беларуси все очень спокойные, а в Норвегии, наоборот, взрывные, — Александр убежден в этом и сегодня. — Во мне смешалось и то, и другое, и такая смесь дала замечательный результат. Хотя, в общем-то, песня довольно простая, и меня очень удивило, что она всем так понравилась.
Окрыленные творчеством
Обаяв Европу, через полтора года Александр пел на белорусской сцене, на открытии детского «Евровидения-2010». Специально приберег к этому событию свою новую песню.

По решению шведского дизайнера Ульфа Мартенсона, оформившего немало площадок для «Евровидения», эта сцена впервые стала крылатой, символизируя одновременно нашу «землю под белыми крыльями» и своеобразный мост, объединивший европейские страны. На несколько дней центр музыкальной жизни Европы переместился в Минск. 17 тысяч зрителей на трибунах «Минск-Арены» и 30 миллионов по всему миру следили за этим невероятным шоу, финальным аккордом которого стала песня Дмитрия Колдуна A day without war («День без войны»). Белорусский участник «Евровидения-2007» (тогда Дмитрий занял 6-е место) приехал в Минск вместе с Марией Гулегиной, послом доброй воли ЮНИСЕФ, в сердце которой Беларусь также занимает особое место. Большую часть вырученных средств от продажи билетов на шоу передали на благотворительность. Организаторы конкурса позаботились также о том, чтобы участники детского «Евровидения» покидали Беларусь окрыленными, превратив в праздник каждый день их пребывания в белорусской столице и изготовив для всех уменьшенные копии главного приза победителю в виде ярких крыльев. Победа досталась Владимиру Арзуманяну из Армении, но слез разочарования ни у кого не было.
Это было одно из лучших шоу, на которых я вообще когда-либо был
— Это было фантастическое шоу, — сразу после завершения финала, не скрывая восторга, заявил исполнительный продюсер Европейского вещательного союза Сванте Стокелиус. — Это было одно из лучших шоу, на которых я вообще когда-либо был.

Несмотря на европейский финансовый кризис, в Минск тогда приехали конкурсанты из 14 стран. На белорусскую сцену вышли все победители прошлых конкурсов. ЕВС официально поблагодарил Белтелерадиокомпанию за прекрасную организацию первоклассного праздника. Исполнительный продюсер детского песенного конкурса «Евровидение-2010» Александр Мартыненко подвел итог, выразив общее мнение:

— Шоу в «Минск-Арене» убедило, что этот детский праздник должен жить и дальше. Полтора года, затраченные на подготовку к конкурсу, полностью себя оправдали. У нас есть потенциал. Планка, по-моему, была поднята до уровня аналогичного взрослого конкурса. Мы готовы для серьезных мероприятий, у нас сложилась команда профессионалов, готовых выполнять любые задачи.
Для детей все по-взрослому
В ноябре прошлого года мы подтвердили это еще раз. Координатором всех этапов конкурса снова стала Белтелерадиокомпания, входящая в ЕВС. Рекордные 20 стран и более 100 зарубежных журналистов — интерес к «Евровидению-2018» для юных исполнителей был поистине беспрецедентным.
Среди трендов Google поисковый запрос «детское «Евровидение-2018» стал вторым
Впервые в истории организацию этого события целиком доверили принимающей стороне. Дизайн сцены, слоган и логотип разработали белорусские художники. Заглавной фразой «Евровидения-2018» стал девиз Light Up! («Зажигай!»), а символом — звезда, состоящая из перевернутых звуковых волн. Впервые же детский конкурс «Евровидения» сравнялся по медиапоказателям со взрослым форумом. Среди трендов Google поисковый запрос «детское «Евровидение-2018» стал вторым, более миллиона только белорусских телезрителей и столько же публикаций в соцсетях — даже эти итоги в цифрах впечатляют.

С первого же дня конкурсанты ощутили, как их здесь ждали, как готовились к тому, чтобы яркие впечатления от события и страны остались у них на всю жизнь. Торжественная встреча в аэропорту, красная дорожка, памятные подарки, встреча с Президентом, вышедшая за рамки протокола... Не в одном юном сердце в те дни зажглась искренняя любовь к Беларуси.
Главный приз — хрустальный микрофон — вручили Роксане Венгель из Польши. Но Беларусь выиграла больше, убедительно продемонстрировав всему миру свою открытость, гостеприимство и профессионализм в организации крупных культурных форумов.

— На такой сцене можно провести и взрослый конкурс, — заметил исполнительный директор «Евровидения» Йон Ола Санд, впечатлившись работой белорусских коллег и признав, что условия, созданные в «Минск-Арене», оказались куда более серьезны, чем того требовал детский конкурс. Но все это было от души.

Бесспорно, такое шоу должно продолжаться. Очевидно, что «Евровидение» по-прежнему способно объединять страны, несмотря на свой дух соперничества.

Ирина ЗАВАДСКАЯ