1995 год

Воля народа

Эта международная практика, имеющая глубокие исторические и гуманитарные корни, пришла в Беларусь после превращения нашей страны в президентскую республику. Зародившиеся в виде плебисцитов Римской республики и вечевых собраний Пскова, Новгорода и Киева, отточенные в 1439 году в швейцарском кантоне Берн, а с XIX века — и в Швеции (здесь прошло их уже более 300), референдумы прочно вошли в белорусскую политику. Став ее неотъемлемой и одной из самых демократических характеристик. В суверенной Беларуси такой механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества был использован трижды — в 1995, 1996 и 2004 годах.
Первый референдум
Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 года. Вопросов на общественное обсуждение было вынесено четыре: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

О намерении провести референдум Александр Лукашенко объявил в феврале 1995 года. Любопытно, что депутаты Верховного Совета большинством голосов высказались «за» и даже назначили дату проведения, но при этом выступили против вынесения на всенародное обсуждение трех из четырех предложенных Президентом вопросов. Позиция парламентариев была по меньшей мере странной с точки зрения демократичности. Как и учиненный депутатами фракций БНФ и БСДГ демарш в Овальном зале Дома Правительства — голодовка и ночевка в зале заседаний Парламента.
Белорусский народ оторванность парламентариев от нужд и чаяний своих избирателей достаточно быстро раскусил
В 1995 году белорусам предстояло избрать Верховный Совет XIII созыва, но на прошедших одновременно с референдумом выборах было избрано всего 119 депутатов (при том, что для правомочной работы Парламента требовалось минимум 174). Почти 8 месяцев ВС, по сути, бездействовал, довыборы проходили в ноябре — декабре, только тогда число депутатов удалось довести до 198 человек. И это при том, что число мест в белорусском Парламенте на тот момент составляло 260. Иными словами, 62 депутатских кресла так и остались вакантными: народ просто не верил обещаниям кандидатов и не видел смысла в политически ангажированных избранниках.

В опубликованном по итогам плебисцита Центризбиркомом официальном сообщении было сказано, что в списки граждан, которые имеют право участвовать в республиканском референдуме, были включены 7.445.820 человек, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4.830.582 человека, или 64,8%. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3% граждан, участвовавших в плебисците. За установление новых Государственного флага и Государственного герба — 75,1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию — 77,7%.
Спустя 12 лет, в мае 2007-го, член Геральдического совета при Президенте, доктор исторических наук Сергей Рассадин сможет констатировать:
— Государственные символы Республики Беларусь состоялись, прошли апробацию и вошли в сознание общества. Идеограмма, которая является частью белорусского национального орнамента красного цвета на белом поле и изображена на Государственном флаге страны, известна с глубокой древности. Она символизирует солнце над вспаханным мирным полем. Цвета и композиция Государственного герба Беларуси отражают социальный смысл государства, основанного на вере в добро и справедливость. Поэтому и государство белорусское состоялось.

Сергей Рассадин
1995 год. На административных зданиях начали устанавливать новый герб Республики Беларусь
Ровно через год после первого белорусского референдума «Советская Белоруссия» подвела его некоторые итоги: «Безусловно, решение большинства граждан, принявших участие в плебисците и отдавших предпочтение новому гербу и флагу, следует глубоко уважать... Символику вообще нельзя заставить любить силой в некий конкретно установленный срок. Она должна только со временем запасть в наши сердца и души, влиться с молоком матери». Сегодня, почти четверть века спустя, можно смело констатировать: в души символика запала. И стала узнаваемым в мире символом — воплощением международных, научных, спортивных и иных достижений Беларуси.
Второй референдум
К 1996 году противоречия между Президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти Парламентом обострились настолько, что страна вступила в полосу политического кризиса. Для выхода из этой ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября. При этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос о внесении альтернативных изменений в Конституцию, упраздняющих пост Президента и превращающих республику в чисто парламентскую.

Мог ли — чисто гипотетически — Верховный Совет в этом референдуме победить? Для тех, кто помнит те дни более чем 20-летней давности, ответ очевиден: нет. 11 июня 1996 года «СБ» писала: «Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал... Откровенная политическая ангажированность членов Президиума зачастую приводит и к несогласованности в работе, и к отсутствию ясной всем линии. То же самое можно сказать и об отдельных комиссиях, которые создавались по принципу крыловского «квартета» и потому менее всего напоминают законотворческое подразделение... Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».

К 1996 году противоречия между Президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти Парламентом обострились настолько, что страна вступила в полосу политического кризиса. Для выхода из этой ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября. При этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос о внесении альтернативных изменений в Конституцию, упраздняющих пост Президента и превращающих республику в чисто парламентскую.

Мог ли — чисто гипотетически — Верховный Совет в этом референдуме победить? Для тех, кто помнит те дни более чем 20-летней давности, ответ очевиден: нет. 11 июня 1996 года «СБ» писала: «Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал... Откровенная политическая ангажированность членов Президиума зачастую приводит и к несогласованности в работе, и к отсутствию ясной всем линии. То же самое можно сказать и об отдельных комиссиях, которые создавались по принципу крыловского «квартета» и потому менее всего напоминают законотворческое подразделение... Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».
Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики
За полтора месяца до плебисцита на республиканском совещании работников агрокомплекса 9 октября 1996 года Александр Лукашенко объяснил суть своих предложений:

— Безуспешны попытки наладить конструктивное сотрудничество с Верховным Советом... Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей... Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране...
Важный момент. До того как вынести вопросы конфликта двух ветвей власти на демократический народный суд, в Беларуси было впервые проведено еще одно знаковое мероприятие, положившее начало, по сути, новому политическому институту, — первое Всебелорусское народное собрание.

На нем Президент решил обсудить с белорусским народом стратегию и тактику развития страны. Во Дворце спорта собрались почти пять тысяч человек, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Итогом стало принятие первой в истории суверенной Беларуси программы социально-экономического развития страны на пятилетку. Народное вече решило, что стране нужно больше работать на экспорт, строить жилье и развивать агропромышленный комплекс. Справедливость этих выводов и сегодня, 23 года спустя, никто не сможет оспорить.

Важный момент. До того как вынести вопросы конфликта двух ветвей власти на демократический народный суд, в Беларуси было впервые проведено еще одно знаковое мероприятие, положившее начало, по сути, новому политическому институту, — первое Всебелорусское народное собрание.

На нем Президент решил обсудить с белорусским народом стратегию и тактику развития страны. Во Дворце спорта собрались почти пять тысяч человек, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Итогом стало принятие первой в истории суверенной Беларуси программы социально-экономического развития страны на пятилетку. Народное вече решило, что стране нужно больше работать на экспорт, строить жилье и развивать агропромышленный комплекс. Справедливость этих выводов и сегодня, 23 года спустя, никто не сможет оспорить.
А что же предлагалось вынести на народное решение в ходе референдума?
Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля, о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом), о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения и об отмене смертной казни.

В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 6.181.463 человека — 84,14%. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18% граждан, за принятие предложенной Александром Лукашенко новой редакции Конституции — 70,45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88%, а против отмены смертной казни — 80,44%.

— Плебисцит прошел безупречно, — заключил на пресс-конференции 25 ноября Александр Лукашенко.
Спустя два десятилетия в одном из интервью Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина отметит:
— Референдум был полностью конституционен и юридически законен. Он был назначен надлежащим образом. Он проводился и организовывался ЦИК. Вынесенные вопросы не противоречили ни Конституции, ни законодательству.

Лидия Ермошина
Третий референдум

Пол Бермингем
— Мы недооценивали экономический рост Беларуси. Все недооценивали ее экономический рост. Я уверен, что никто в самой Беларуси не мог предположить, что в 2004 году экономический рост составит 11%, — так подводил итоги того года директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Пол Бермингем.
Ликовали и любители спорта: в начале года начал работу горнолыжно-спортивный комплекс «Логойск», брестчанка Юлия Нестеренко завоевала золотую медаль в спринте на афинской Олимпиаде, гомельчанин Игорь Макаров выиграл первое олимпийское золото в дзюдо... Словом, десятилетие института президентства выдалось для Беларуси более чем успешным. И эту тенденцию очень неплохо было бы закрепить и впредь.
7 сентября 2004 года Президент обратился к белорусскому народу:

— Как и обещал вам ранее, в случае моего решения об участии в президентских выборах 2006 года я обязательно посоветуюсь с вами и попрошу вашего разрешения. Я так и поступаю. Я не стал разыгрывать различные схемы и комбинации, действую честно и, как всегда, открыто. А вы, когда я вас просил, всегда меня поддерживали. Именно благодаря полному взаимопониманию между Главой государства и народом мы достигли определенных результатов в нашем развитии: мы не только отвели народ от пропасти — страна твердо встала на путь созидания, поступательного развития. Да, живем мы пока небогато. Но достаток нашей белорусской семьи неуклонно растет. Как и намечали, средняя зарплата к концу этого года составит без малого двести долларов, а в следующем обязательно достигнет двухсот пятидесяти.
И нельзя не признать, что именно третий по счету референдум закрепил обеспечил дальнейшее поступательное развитие страны
Сегодня эти цифры — вдвое больше, что еще раз подтверждает как поступательное развитие нашей страны, так и верно определенный курс устойчивого социально-экономического развития. И нельзя не признать, что именно третий по счету (и последний на сегодня) референдум закрепил эту тенденцию и обеспечил дальнейшее поступательное развитие страны.

«Референдум инициирован не какой-то кучкой «раскрученных» СМИ и рвущихся к власти «темных лошадок», пока ничего полезного не сделавших для простых людей, то есть не проявивших себя в конкретном будничном деле лиц, не новичком в политике, а человеком, возглавляющим наше государство уже свыше 10 лет, — писала «СБ» 15 октября 2004 года. — О нем каждый может судить не понаслышке, а по его конкретным делам. Годы президентства А.Г.Лукашенко не были простыми, и президентский путь не был усыпан розами. Скорее — шипами и острыми камнями. Спокойную, размеренную жизнь наших граждан и шаг за шагом формируемую Президентом властную вертикаль пытались опрокинуть искусственно создаваемыми штормами и с Запада, и с Востока. Все время ощущались неуемные попытки оппозиции взорвать мир и спокойствие молодого государства изнутри. И все же в этом безудержном потоке волн и потрясений Президент сумел удержать штурвал и взятый курс. По всем показателям Беларусь выглядит предпочтительнее других постсоветских государств. И в этом плане Президент имеет полное моральное право ставить перед согражданами вопрос о своем участии в следующих выборах».
2004 год. На участке для голосования в Витебске.
Да, на народный суд был вынесен один-единственный вопрос. Сформулирован он был таким образом: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»?»

Как следует из итогового постановления Центризбиркома «О результатах республиканского референдума 17 октября 2004 года», в голосовании приняли участие 6.307.395 граждан, что составляет 90,28% внесенных в списки для голосования. За принятие решения по вынесенному на плебисцит вопросу проголосовали 5.548.477 человек — 79,42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования.

Этот референдум впечатлил немало международных наблюдателей (в Беларуси в тот день проходили и парламентские выборы, поэтому таковых в стране было немало).

Михаил Моргулис
Думаю, президент США хотел бы быть так же любим своим народом, как любим ваш Президент народом Беларуси, — заметил по итогам референдума наблюдатель от Соединенных Штатов Америки, президент Международной ассоциации «Христианский мост» Михаил Моргулис. — Народ Беларуси принял очень важное решение.
Бывший начальник полиции федеральной земли Саксония-Анхальт ФРГ Франц Мессер признался:

— Как немецкому гражданину, мне нелегко это говорить, но я должен заявить, что белорусская Конституция демократичнее, чем Конституция Германии, которая не наделяет немецких граждан правом напрямую участвовать в принятии важнейших решений государственного развития через всенародное волеизъявление.
К слову сказать, окончательный итог плебисцита впечатлил и самого Президента:

— Итоги референдума для меня были ошеломляющими. Я не ожидал и такой явки, и такого процента поддержки. Хочу поблагодарить граждан Беларуси за колоссальную поддержку, которую они оказали мне. Я сделаю все, чтобы народ не пожалел за свой выбор. Я никогда не предавал своих граждан — белорусский народ, и как бы мне ни было трудно и сложно, никогда не предам.

Максим ОСИПОВ