2000 год

Как открывали современный комплекс Минского железнодорожного вокзала

У станции все путем
Новое здание Минского железнодорожного вокзала распахнуло свои двери в канун нового тысячелетия — 30 декабря 2000 года. Площадь современного комплекса, который мы видим сегодня, — почти 36 тысяч квадратных метров. Каждые сутки здесь приобретают билеты более 30 тысяч пассажиров. Ежедневно со станции Минск-Пассажирский отправляется более 160 поездов, такое же количество составов прибывает. Для жителей и гостей города создан качественно новый уровень сервиса и комфорта. Современный вокзал станции Минск-Пассажирский отвечает всем европейским стандартам. Визитная карточка города и всей страны имеет свой неповторимый и узнаваемый шарм. Но судьба вокзала, который считается одним из самых красивых в СНГ, была непростой.
Первых пассажиров новый железнодорожный вокзал принял 30 декабря 2000 года
За свою историю здание не раз меняло облик. Большой урон ему нанесла Великая Отечественная война — немецкие войска при отступлении сожгли вокзал, остались только голые стены. Здание, которое восстановили в 1949 году, верно прослужило пассажирам вплоть до 1991 года, пока не пошло под снос из-за аварийного состояния…
Первых пассажиров новый железнодорожный вокзал принял 30 декабря 2000 года. Во время торжественного открытия Александр Лукашенко поздравил железнодорожников и строителей со знаменательным событием. Президент подчеркнул: строительство вокзала — часть глобальной стратегии превращения Минска в типичный европейский город. Он также обратил внимание, что реализация подобных проектов красноречиво говорит об экономическом здоровье государства.
Хранитель истории Владимир Григорович 40 лет своей жизни посвятил работе на станции Минск-Пассажирский. 26 лет он трудился в должности начальника вокзала. Владимир Александрович отчетливо помнит день торжественного открытия нового здания станции:

— Почетных гостей в тот день встречал лозунг «В новый век — с новым вокзалом!», который напечатали на большой растяжке. Открытие здания стало очень масштабным и важным событием в жизни города и всей страны. Почему? Признаться честно, сегодняшним разнообразием услуг старый вокзал не располагал. В его залах было тесно и душно, а конструкция здания с годами стала аварийной. Не было больших фойе, просторных залов с билетными кассами, комнат отдыха повышенной комфортности, бильярда, парикмахерской. Подкрепиться можно было только в одном небольшом буфете.
Владимир Григорович уверен: любые перемены на станции Минск-Пассажирский — во благо пассажирам.
Старый вокзал снесли, занялись возведением нового современного здания. Проект разработали наши специалисты — в архитектурном конкурсе, который состоял из трех этапов, победила работа архитекторов Михаила Виноградова и Виктора Крамаренко. К слову, именно эти знаменитые архитекторы — авторы здания Национальной библиотеки и многих других знаковых объектов.

При разработке строительного проекта главного корпуса железнодорожного вокзала архитекторы учли множество ключевых моментов. Во-первых, внешний облик современного высокотехнологичного здания должен быть ярким и запоминающимся, ведь знаковое сооружение — лицо города. Во-вторых, у проектировщиков стояла задача грамотно «вписать» новое здание в уже сформировавшуюся градостроительную композицию Привокзальной площади — новый корпус должен гармонично смотреться рядом с архитектурой классического периода, не противоречить ей. В-третьих, планировка здания должна быть максимально удобной для больших потоков пассажиров.
Дважды лауреат Государственной премии, академик Международной академии архитектуры, а с недавних пор и заслуженный архитектор Беларуси Виктор Крамаренко вспоминает историю создания нового и самого большого железнодорожного комплекса в стране:
— Для связи сложившейся после войны застройки и нового современного вокзала мы использовали несколько приемов. Один из них — зеркальные витражи фасада, в которых отражается архитектурный комплекс «Ворота Минска». Решили остеклить здание: находясь внутри, пассажиры могут четко просматривать Привокзальную площадь, улицу Кирова.
Виктор Крамаренко листает архивные снимки и отмечает еще несколько важных деталей:
— Мы учли, что главный фасад здания находится на северной стороне, фактически не освещается солнцем. Проблему решили с помощью фонарей верхнего света — это прозрачные конструкции, которые позволяют солнечным лучам проникать сверху в помещения. Таким образом, солнце стало пробиваться через кровлю: освещать интерьеры и главный фасад.

Виктор Крамаренко
К слову, такую конструкцию и технологию в стране использовали впервые. Как и многое другое. Например, установили систему напольного отопления, чтобы отказаться от сотен радиаторов на стенах. Материалы для отделки вокзала тоже в то время были нетипичными. Так, фасады здания облицованы серым гранитом с испанского месторождения Бранко-Баррокал, стеклянные витражи — французские, в немецких алюминиевых переплетах. Использовались нержавеющая сталь, металлокерамика, качественное прочное стекло.
— Применили долговечные монументальные материалы, и не зря. Такая качественная отделка десятилетиями не нуждается в ремонте. С открытия здания прошло много лет, а вокзал выглядит как новый. Радует пассажиров не только красотой, но и повышенной комфортностью. И дело не только в просторных фойе, комфортных залах ожидания, зонах отдыха и уютных кафе — мы позаботились и о привокзальной территории. Предложили построить подземный уровень и предусмотрели развитие вокзала на перспективу, - говорит Виктор Крамаренко.
В возведении вокзального комплекса участвовало более 50 строительных организаций во главе с генподрядчиком — концерном «Минскстрой». По сей день на станции Минск-Пассажирский работают конкорс и сеть подземных переходов, которые связывают вокзал с посадочными платформами, Центральным автовокзалом, станцией метро «Площадь Ленина». С каждым годом Минск растет и развивается, от ритма мегаполиса не отстает и вокзал. В век технологий центральная железнодорожная станция страны постоянно совершенствуется. Как именно, рассказал ее начальник Виктор Низохин:
— Здание вокзала — это 7 этажей, из которых 4 наземных и 3 подземных. Только 5 из них доступны пассажирам, остальные — технические. Безопасность и удобство пассажиров сегодня обеспечивают инновационные инженерно-технические системы здания. Их управление и контроль — круглосуточная задача собственного инженерного центра. Широко развита инфраструктура обслуживания пассажиров, этому способствуют современные возможности комплекса.
Виктор Низохин акцентирует внимание: станция Минск-Пассажирский постоянно совершенствуется. Недавно заменены эскалаторы, а кассовые залы оборудованы системой кондиционирования воздуха. Также создаются комфортные условия для людей с ограниченными физическими возможностями. Станция готовится и к II Европейским играм, ведь знакомство с нашей страной многие участники и туристы начнут именно с вокзала. Сейчас здесь идет масштабная подготовка.

Как театр начинается с вешалки, так город — с вокзала. «Визитка» Минска в ее современном виде оставляет жителям и гостям неизгладимые впечатления, а также служит прекрасным поводом еще раз вернуться в нашу страну.

Юлия ПОПКО