1996 год

Мы хотим все рекордов

Белорусские спортсмены на летних Олимпийских Играх.
Возрождая в 1896 году олимпийское движение, французский барон Пьер де Кубертен говорил о высоких спортивных идеалах, но даже на первых Олимпиадах победа была чем-то более значимым, чем просто результат. Сегодня же на главных стартах четырехлетий соревнуются не только спортсмены, но целые государства. И Беларусь здесь сумела не единожды громко о себе заявить.

Начиная с 1996 года, когда наша страна впервые выступила на летних Играх самостоятельной командой, белорусские спортсмены завоевали 78 наград. С тех пор компанию великим чемпионам прежних лет (впервые представители тогда еще БССР – борец греко-римского стиля Олег Караваев, гребцы Сергей Макаренко, Леонид Гейштор и фехтовальщица Татьяна Самусенко – поднялись на высшую ступень олимпийского пьедестала в 1960 году) на летних Олимпиадах составила дюжина спортсменов. Результат, которому могут позавидовать многие страны. И практически на каждых Играх белорусские атлеты оказывались среди исполнителей главных ролей. Среди причин, благодаря которым и сегодня белорусский спорт удерживает одну из ведущих позиций в мире, одно из главных мест занимает выстроенная в стране система селекции и подготовки спортсменов, начиная с детского возраста и заканчивая национальными сборными. Огромную роль в успешном функционировании этой системы играет внимание, которое спорту уделяет Президент Александр Лукашенко, который с 1997 года возглавляет и Национальный олимпийский комитет. Сегодня представители нашей страны ежегодно завоевывают порядка 500 наград на крупных международных стартах, а Беларусь традиционно оказывается в числе 25 сильнейших спортивных государств мира. Впрочем, Олимпиады в этой статистике стоят особняком, и именно по ним главным образом судят об успешности развития не только спортивной отрасли, но и всей страны.
1996 год, Атланта (США)
В состав сборной Беларуси на первые летние Олимпийские игры — в 1996 году в Атланте — вошло 144 спортсмена. Главные ставки делались, конечно, на виды спорта, которые традиционно считались успешными для наших спортсменов. В дзюдо на татами вышли Натик Багиров и нынешний главный тренер сборной Леонид Свирид. Сразу три медали в метании диска завоевали Эллина Зверева, Василий Каптюх и Владимир Дубровщик. В боксе вызов будущей звезде профессио­нального ринга Владимиру Кличко бросил ставший впоследствии первым белорусским чемпионом мира среди профи Сергей Ляхович. Но главными героями Атланты оказались все же не они.
Единственную золотую медаль для белорусской сборной в Атланте завоевала спортсменка, от которой едва ли ждали подобного прорыва
На огромное внимание в США был, к примеру, обречен Виталий Щербо. Четырьмя годами ранее — на Играх в Барселоне — белорусский гимнаст произвел настоящий фурор, выиграв шесть золотых олимпийских наград. Учитывая популярность гимнастики в США и недавнюю победу Виталия в вольных упражнениях на чемпионате мира, его готовы были носить на помост и обратно на руках. Повторить достижение Барселоны в Атланте Щербо, правда, уже не удалось, но четыре бронзовые медали — результат, заслуживающий безмерного уважения.

Единственную золотую медаль для белорусской сборной в Атланте завоевала спортсменка, от которой едва ли ждали подобного прорыва, но которая именно из США, а не с «бронзовой» дебютной Олимпиады в Барселоне, начала писать свою уникальную историю. В Барселоне гребчиха Екатерина Карстен выступала в составе четверки парной и потому перед Атлантой не считалась фавориткой в соревнованиях лодок-одиночек. Победа Кати в предварительном заезде, выступавшей тогда под фамилией Ходотович, заставила лидеров обратить внимание на белорусскую спортсменку, но в финале она устроила настоящее спортивное шоу. Увидев финишное ускорение канадки, белоруска пропустила ее вперед, а за 250 метров до финиша буквально шокировала всех мощным ускорением. Набранную в Атланте скорость девушка не сбрасывала еще очень долго, на ближайшие годы превратившись в лидера мировой гребли.
Екатерина Карстен
2000 год, Сидней (Австралия)
Сидней в истории белорусского спорта стал, по сути, первой «осознанной» Олимпиадой. Во многих видах спорта результаты еще по-прежнему обеспечивало наследие советской школы подготовки, но если в Атланту ехала, по сути, белорусская часть сборной СССР, то Сидней стал продуктом четырехлетней работы отечественной системы. После возвращения из Атланты серьезные перестановки были произведены в руководстве Национального олимпийского комитета и Министерства спорта и туризма. Был взят курс на омоложение команд и поиск талантливых спортсменов. Показательно, что именно Игры 2000 года до сих пор остаются самыми успешными в истории белорусского спорта. 17 медалей, из которых 3 были золотыми! Но не менее важно и то, что именно там, в Австралии, зажглось немало звезд, которые еще много лет светили на небосклоне отечественного спорта.
В Сиднее первые «независимые» медали завоевали гимнастки-«художницы» и тяжелоатлеты. Представители видов спорта, которые белорусские болельщики до сих пор могут гордо называть «наши». В Атланте впервые по-настоящему проявился талант еще одного уникального спортсмена — Сергея Мартынова. Интересно, что те Игры стали для ныне прославленного стрелка уже третьими в карьере. Впервые на Олимпиаду Сергей попал в 1988 году, когда ему было всего 20 лет. В Барселону в 1992 году Мартынов не отобрался, зато в Атланте вплотную подобрался к пьедесталу (шестое место!), а в Сиднее, наконец, сумел доказать право находиться в числе лучших снайперов мира. Мало того: начиная с Сиднея и вплоть до 2012 года, Мартынов ежегодно умудрялся повторять абсолютный мировой рекорд — 600 очков. Выбить больше по правилам соревнований в стрельбе из винтовки на 50 метров из положения лежа было просто невозможно.

Сергей Мартынов
О 20,56 даже и не мечтала. Ведь побит рекорд Беларуси, который держался целых 17 лет!
Особое место в истории белорусского спорта занимают и медали, завоеванные в Сиднее метательницами диска Эллиной Зверевой, Ириной Ятченко и толкательницей ядра Яниной Провалинской-Карольчик. Зверева ехала в Сидней одним из лидеров: за четыре года до этого в Атланте она завоевала бронзу. Победа стала кульминацией долгого и непростого пути, который спортсменка проделала вместе со своим мужем и тренером Виктором Бочиным. Подруга Зверевой по сборной Ирина Ятченко в Атланте заняла третье место, и во время награждения спортсменок над стадионом поднялись сразу два белорусских флага.

Символично, что именно в этот момент свою золотую попытку выполняла толкательница ядра Янина Провалинская-Карольчик. У нее столь громких достижений до Олимпиады в Сиднее еще не было, среди фавориток назывались совсем другие имена, и до последней попытки белоруска не претендовала даже на пьедестал. В заключительный толчок Яна вложила все силы и эмоции, а кадры не скрывающей эмоции от осознания случившегося спортсменки стали одной из белорусских визитных карточек тех Игр. «В тот момент, после заключительного броска, мной овладел неописуемый восторг. Как здорово получился толчок! Ядро потеряло вес. О 20,56 даже и не мечтала. Ведь побит рекорд Беларуси, который держался целых 17 лет!» — вспоминала Карольчик эмоции, захлестнувшие ее на олимпийском стадионе.
2004 год, Афины (Греция)
Главной героиней тех Игр, безо всяких сомнений, стала Юлия Нестеренко. Кадры победного финиша «Белой молнии» в финале одного из самых престижных видов олимпийской программы — забега на 100 метров — облетели весь мир. Журналисты на всех языках говорили о сенсационном успехе белокожей бегуньи, и до сих пор этот финал остается одним из самых ярких событий в истории Олимпиад. Для самой Нестеренко Игры в Афинах стали кульминацией карьеры. 10,92 секунды — результат, к которому с 2004 года не сумела приблизиться ни одна белорусская спортсменка. Да и на мировом уровне «разменять» 11 секунд удается немногим. В основном — представительницам США. К сожалению, травмы не позволили Юрии Нестеренко развить свой олимпийский успех, но место в истории мирового спорта белорусская спринтерша заняла по праву.

На фоне ажиотажа вокруг финала женской «стометровки» события на татами выглядели не столь ярко, но финальная схватка дзюдоистов в категории до 100 килограммов выдалась сверхэмоциональной. Еще до начала Игр специалисты утверждали, что на победу в этом разделе программы может рассчитывать практически любой из 32 участников. На пути к финалу нашему Игорю Макарову пришлось сражаться с такими асами дзюдо, как грузин Ивери Джикураули, голландец Элко ван дер Геест, казах Асхат Житкеев.

Юлия Нестеренко
Интересно, что именно Асхат после проигранной Макарову схватки подсказал белорусу, как лучше бороться в финале против корейского дзюдоиста Ян Сун Хо. В итоге всего за 14 секунд до истечения времени поединка Макарову удалось провести прием и завоевать первую и до сих пор единственную золотую олимпийскую медаль для белорусского дзюдо.
2008 год, Пекин (Китай)
Олимпиада в Пекине выделялась размахом и масштабом проделанной организаторами работы. Специально к Играм были возведены уникальные спортивные объекты, включая главный стадион — «Птичье гнездо». Большинство из них и по сей день остаются примерами реализации инженерных идей и создания для спортсменов и зрителей идеальных условий для проведения топовых соревнований. К слову, для белорусов эта арена также оказалась счастливой. На вторую ступень пьедестала поднялись метатель молота Вадим Девятовский и многоборец Андрей Кравченко. Однако самые памятные для болельщиков события разворачивались на других аренах.
В акватории гребного канала настоящий праздник устроили байдарочники и каноисты
Из Афин ребята также вернулись с медалью: бронзу там завоевали Роман Петрушенко и Вадим Махнев. Но именно после Пекина белорусская школа гребли на байдарках и каноэ заявила о себе во весь голос. Домой вернулись сразу шесть олимпийских чемпионов! Братья Андрей и Александр Богдановичи выиграли соревнования каноэ-двоек, а Роман Петрушенко, Вадим Махнев, Алексей Абалмасов и Артур Литвинчук вырвали победу в заезде байдарок-четверок. Петрушенко и Махнев сумели вновь повторить и свой афинский успех, финишировав третьими в заезде байдарок-двоек. В медальном зачете у гребцов белорусская команда стала четвертой, уступив лишь традиционным лидерам — сборным Германии, Словакии и Венгрии! И взятый в 2008 году темп эскадра Шантаровича не сбавляет до сих пор.

Ярким выдалось выступление и у штангистов. Достижение Андрея Арямнова и сейчас выделяется на фоне остальных побед. В первую очередь молодостью спортсмена и легкостью, с которой он поднял над головой рекордный вес. Победу на чемпионате мира в 2007 году белорусский богатырь одержал всего в 19 лет. На Олимпиаде ему было 20. По меркам выступающих в тяжелой весовой категории спортсменов — еще юность. Тем не менее Арямнов поднял аж на 13 килограммов больше, чем ставший вторым россиянин Дмитрий Клоков. Арямнов и сегодня в строю и собирается в олимпийском Токио повторить свое пекинское достижение. Если получится — имя белорусского штангиста займет особенное место в летописи олимпийского движения.
Алексей Абалмасов, Роман Петрушенко, Артур Литвинчук и Вадим Махнев
В шаге от сенсации в 2008 году остановились и белорусские баскетболистки. Уже само появление этой команды среди участниц олимпийского турнира стало уникальным достижением. Бронзовая медаль, которую подопечные Анатолия Буяльского завоевали всего за год до Олимпиады на чемпионате Европы, для всех стала сюрпризом. В составе сборной СССР белорусские игроки и раньше достигали вершин, но в то, что в Беларуси может появиться своя команда, способная всерьез бороться за призовые места топ-турниров, верили немногие. Баскетболисткам удалось растоптать этот стереотип и, обыграв в овертайме решающего матча квалификационного турнира соперниц из Бразилии, впервые в истории отобраться на Олимпиаду.
2012 год, Лондон (Великобритания)
Юбилейные тридцатые летние Олимпийские игры принимал Лондон. Британская столица стала первым городом, которому провести главное спортивное событие удалось трижды, однако организаторам не удалось избежать ни критики, ни скандалов. Не самыми удачными эти Игры оказались и для белорусской команды. Нашим спорт­сменам удалось привезти домой лишь 10 медалей — почти вдвое меньше, чем в 2000 году из Сиднея. Тем не менее сразу несколько побед и выступлений оказались по-своему уникальными.
В 2012 году на белорусском небосклоне ярко сияла звезда Виктории Азаренко
До Олимпиады в Лондоне главным достижением белорусских теннисистов в Играх была бронзовая медаль Натальи Зверевой, которую в далеком 1992 году она завоевала в парном разряде вместе с Лейлой Месхи из Грузии. В 2012 году на белорусском небосклоне ярко сияла звезда Виктории Азаренко. В январе она впервые в карьере выиграла турнир серии «Большого шлема» — Открытый чемпионат Австралии, переиграв по пути к победе Агнешку Радваньску, Ким Клийстерс и Марию Шарапову и поднявшись в итоге на первую строчку мирового рейтинга. В Лондон, где ранее дважды добиралась до полуфиналов Уимбл­дона, белоруска прилетела в качестве одной из претенденток на золото. В одиночном разряде путь к победе Виктории преградила давнишняя соперница — американка Серена Вильямс, хотя завоеванная в итоге Азаренко бронзовая награда все равно стала наивысшим личным достижением белорусского тенниса на Олимпиадах. Виктория же без титула все равно не осталась. Именно в Лондоне впервые с 1968 года в программу теннисных соревнований был введен смешанный разряд, и у белорусов там оказались очень весомые аргументы. Еще до начала турнира тандем Виктории Азаренко и одного из сильнейших парных игроков в истории тенниса Максима Мирного выглядел очень грозно. В решающем матче Азаренко и Мирному удалось переиграть в трех сетах — 2:6, 6:3, 10:8 — считавшихся главными фаворитами домашнего турнира британцев Лору Робсон и Энди Маррея и впервые в истории белорусского тенниса завоевать титул олимпийских чемпионов!
Еще одну золотую медаль в Лондоне нашим спортсменам удалось «отыскать» в тиши стрелкового тира, и это золото выглядело едва ли не самым заслуженным из всех собранных белорусской командой наград. Для Сергея Мартынова Олимпиада в Лондоне стала уже четвертой. На его счету было несколько мировых рекордов и три золотые медали чемпионатов мира. С Олимпиадами же у феноменального стрелка не складывалось. В Барселону он не попал вовсе. В Сиднее и Афинах оказался только третьим, хотя считался главным фаворитом. В Пекине и вовсе стал восьмым. Перед Олимпиадой в Лондоне 44-летнего спорт­смена многие уже заочно провожали на покой, однако у Сергея были другие планы и амбиции. Уже в квалификации Мартынов идеально выполнил все шесть серий, набрав 600 очков, а в финале добавил к этому результату еще 105,5 балла, в очередной раз переписав мировой рекорд и завоевав наконец-то золотую медаль Олимпийских игр!

Титул Мартынова в Лондоне так и остался для белорусских спортсменов единственной победой в личных дисциплинах, хотя шанс увеличить количество золотых наград был у Александры Герасимени. Годом ранее пловчиха стала чемпионкой мира, победив на самой престижной дистанции — 100 метров вольным стилем. Близка к повторению успеха она была и в Лондоне. На дистанции 100 метров вольным стилем Герасименя обновила национальный рекорд — 53,38 секунды, но голландка Раноми Кромовидьойо проплыла на 0,38 секунды быстрее. Ситуация повторилась и на аналогичной 50-метровой дистанции, и можно не сомневаться, что две серебряные медали (а заодно и бронза следующих Игр в Рио-де-Жанейро) еще долго будут оставаться ориентиром для белорусских пловцов.
2016 год, Рио-де-Жанейро (Бразилия)
Выступление белорусской команды на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро оставило чувство недосказанности. Многие специалисты сходились во мнении, что результат мог оказаться еще более успешным, но и девять завоеванных наград оставили заметный след в истории отечественного спорта. Тем более что почти за каждой из них стоит заслуживающая отдельного рассказа история. Для белорусского батута, например, победа Владислава Гончарова (к слову, единственное белорусское золото в Рио) как глоток свежего воздуха. Сильные традиции в этом виде спорта в нашей стране были всегда. Медалей на чемпионатах мира и Европы также хватало. Но даже обладатель уникального достижения — 19 Кубков мира — Дмитрий Поляруш попасть на олимпийский пьедестал так и не сумел. Гончаров же в 20 лет запрыгнул туда с удивительной легкостью, выиграв в финале спор у традиционно считающихся лидерами в этом виде спорта китайцев. А заодно придав мощный импульс развитию прыжков на батуте в Беларуси. Именно его победа во многом предопределила появление в стране Центра прыжков на батуте и проведение ряда крупных турниров.

Владислав Гончаров
Иван Тихон имел полное право гордиться серебряной наградой
В шаге от высшей ступени пьедестала в Рио остановились тяжелоатлет Вадим Стрельцов и выступавшая в вольной борьбе Мария Мамошук. Но если для них второе место в какой-то мере оказалось досадным результатом (оба не без оснований рассчитывали на золото), то Иван Тихон имел полное право гордиться серебряной наградой. В секторе для метания молота в Рио развернулась интригующая дуэль. В качестве главных оппонентов вернувшегося в большой спорт после долгой паузы белоруса называли польских спортсменов — Павела Файдека и Войцеха Новицкого. Пикантности ситуации добавляли неоднократные высказывания поляков в адрес вынужденного судиться со Всемирным антидопинговым агентством (и отстоявшего бронзовую медаль Олимпиады в Пекине!) Тихона. Рассудил всех, как водится, сектор. Павел Файдек в итоге не попал в финал. Новицкий оказался там лишь третьим. Иван Тихон же в 40 лет уступил лишь давнему другу из Таджикистана Дильшоду Назарову!

Дмитрий КОМАШКО