1994 год

Как создавался троллейбус «Белкоммунмаш»

Первый парень на маршруте
В 1994 году впервые произведен и выпущен в свет белорусский троллейбус — АКСМ-101. Всего за год с конвейера сошла сотня таких машин, ставших прародителями современного городского пассажирского электротранспорта нашей страны.
Минский РТТЗ
Сейчас «Белкоммунмаш»одно из самых инновационных и перспективных предприятий суверенной Беларуси
Множество событий предшествовало его появлению. Это сейчас «Белкоммунмаш» — одно из самых инновационных и перспективных предприятий суверенной Беларуси. А с момента его создания в 1973 году, когда оно носило название «Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод» (Минский РТТЗ), в задачи предприятия вплоть до 1994 года входили ремонт и переоснащение техники. Здесь давали вторую жизнь троллейбусам и трамваям. Увы, детали для ремонта техники от заводов — изготовителей транспорта поступали нерегулярно, были сбои. Сказать, что конец 1980-х — начало 1990-х было временем тяжелым, — ничего не сказать. Чтобы обеспечить непрерывную работу, Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод научился изготавливать собственные детали. И постепенно вырос в многопрофильное предприятие, способное своими силами производить широкий ассортимент изделий технического назначения.

В 1992 году ситуация с городским транспортом обострилась: из двух тысяч троллейбусов страны триста требовали замены. Где их взять? Купить? Знаменитый завод имени Урицкого, а также другие предприятия, ранее выпускавшие транспорт для всего Советского Союза, частично остановили работу — распад огромной страны наложил свой отпечаток на все. В то же время многотысячным городам необходим был транспорт.
Помнит, как все было, Валерий Тимашов — ведущий конструктор ЧП «Научно-технический производственный центр» ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Он, тогда молодой инженер, состоял в конструкторском бюро, создававшем первый белорусский троллейбус:
— В 1993 году Совет Министров Республики Беларусь одобрил программу развития производственной базы городского электрического транспорта. В ней было предусмотрено: разработать и освоить производство троллейбусов в стране. Кто, как не наше предприятие, мог это реализовать? Инженерный центр ПО «Белкоммунмаш» создал концепцию первого белорусского троллейбуса. Конечно, не без изучения производства троллейбусов коллег из России, Украины, Чехии, Югославии, Германии и других стран. Работа, хоть и трудная, началась.
Поступила новая
вводная: техника
нужна была срочно
Определили критерии, обязательные для создания первого троллейбуса: экономичность, электробезопасность, максимальное использование собственных материалов и комплектующих, повышение коррозионной стойкости, а также снижение металлоемкости (за счет использования пластмассовых материалов).
— К концу 1993 года, когда мы принялись за непосредственное создание троллейбуса, обстановка на заводе немного стабилизировалась. Ремонтировали троллейбусы и трамваи, делали стандартное оборудование и при этом изготавливали свой новый транспорт. Однако тут поступила новая вводная: техника нужна была срочно, — вспоминает Валерий Иванович. — На разработку совершенно нового кузова, конструкций и наполнения времени было впритык. Поэтому мы начали оперативно работать над АКСМ-101 и попутно разрабатывать АКСМ-201 — более совершенный троллейбус.
Какая модель!
Модель 101 стала своего рода испытуемой, на которой нужно было проверить, как все заработает. Итак, первый троллейбус стал частичной модификацией троллейбуса ЗиУ-682 (ЗиУ-9). По кузову очень похож — эдакий вагонный тип. Что отличало? Задний мост — ведущий. Этот самый сложный узел взяли от машин Минского автомобильного завода: от помощи коллег не отказывались — не те условия. Для питания низковольтных цепей использовали вспомогательный двигатель-генератор. Все тяговое высоковольтное электрооборудование вынесли на крышу. Валерий Тимашов продолжает:

— Перед задним мостом установили тяговый двигатель постоянного тока мощностью в 115 кВт, который приобрели на московском электромашиностроительном заводе «Динамо» имени Кирова. В 101-м также задействовали контроллеры из Чебоксар, двигатели из Москвы, Набережных Челнов, радиооборудование из Бреста, троллейбусные контакторы из Москвы.
В конструкторском бюро тогда было всего
пять человек!
Когда работы стало больше, их объединили в подразделение, которое занималось исключительно городским транспортом.
— Если вспоминать наши трудовые будни при разработке троллейбуса, то грустить было некогда. Все приходилось менять на ходу: вот я черчу, а мастер уже сваривает детали. Прибегают, забирают у меня один рисунок — убегают делать. Потом я прибегаю: «Приварите тут». Проходит какое-то время, даю отбой: «Отрезайте».
В 1994 году «Белкоммунмаш» выпустил первые 50 троллейбусов для наших городов, уже лежали заказы на троллейбусы в другие страны. И у каждого заказчика были свои требования, под которые видоизменяли элементы. Основная масса троллейбусов шла на Беларусь.

— Это сейчас, когда мы выпускаем электробусы, имея 50 конструкторов, понятно, что АКСМ-101 — техника для современного человека не совсем уютная. Кабина водителя была маленькой. Уровень пола — высокий. Пассажировместимость — 114 человек, сидячих мест — 30, — описывает Валерий Иванович.
В этом же году полностью разработан АКСМ-201: не считая комплектации, он был создан с нуля инженерами «Белкоммунмаша». Уже через год предприятие выпустило сотый собственный троллейбус модели АКСМ-201. При этом параллельно шла работа над модификационной моделью, вторым поколением модели 201. Именно этот год отворил для предприятия «Белкоммунмаш» дверь в мир современного электротранспорта. Тогда же Президент открыл в Минске новый троллейбусный маршрут в микрорайоне Кунцевщина и посетил производственное объединение «Белкоммунмаш». Серийный выпуск техники, новые модификации машин, поставка необходимых комплектующих — работа наших машиностроителей впечатляла. Прошло пару лет, и уже в 1997 году на предприятии «Белкоммунмаш» выстроилась очередь из покупателей. Не это ли свидетельство успеха, которого удалось достигнуть нелегким трудом.
Сегодня «Белкоммунмаш» — это промышленный гигант. Предприятие прошло путь от небольшого ремонтного завода до огромного холдинга. 1156 сотрудников разрабатывают, производят, продают и обслуживают технику, созданную на единственном предприятии в СНГ, объединившем под одной крышей производство колесного и рельсового пассажирского транспорта: троллейбусов, трамваев и электробусов.
Наше настоящее
За последние 25 лет «Белкоммунмаш» увеличил свои производственные возможности и заметно обновил ряд выпускаемой техники. Напомним, в 2012 году, когда в страну пришла швейцарская компания StadlerRailGroup — крупнейший производитель электропоездов в Европе, «Белкоммунмаш» совместно с ней создал предприятие ОАО «Электрический транспорт» для строительства завода по производству современных электропоездов и других видов рельсового электротранспорта. Немаловажно то, что еще на этапе строительства нового завода в Фаниполе, который позднее получил название ЗАО «Штадлер Минск», использовались опыт и навыки «Белкоммунмаша». Это позволило в кратчайшие сроки, уже в 2014-м, запустить с нуля высокотехнологичное производство. К слову, первым заказом, выполненным на заводе в Фаниполе, было серийное производство четырехсекционных и шестисекционных двухэтажных подвижных составов для российской железнодорожной компании «Аэроэкспресс».
Безусловно, многие сотрудники «Белкоммунмаша» были приглашены работать на «Штадлер», прошли стажировку, обучение в Швейцарии. После привнесли опыт европейского концерна на родной завод, что хорошо видно в развитии «Белкоммунмаша». Сегодня это два независимых предприятия, которым удалось сохранить тесные деловые и дружеские отношения. Так, ЗАО «Штадлер Минск» и «Белкоммунмаш» сотрудничают в части производства отдельных комплектующих для техники ЗАО «Штадлер Минск», выпускаемой для рынков СНГ и Европы.
Сейчас на «Белкоммунмаше» разрабатываются инновационные модели, востребованные за рубежом
Потому и рынок сбыта предприятия постоянно расширяется. Кстати, «Белкоммунмаш» произвел более 4000 единиц троллейбусов и трамваев, которые работают на маршрутах в 71 городе более чем 10 стран мира. А благодаря серийному производству на предприятии электробусов на базе суперконденсаторов Минск стал первой столицей СНГ, в которой организовали полноценный маршрут этого вида транспорта. Генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Владимир Король с гордостью замечает:

— В данный момент успешно эксплуатируются на регулярных маршрутах Минска 20 единиц электробусов, и в ближайшее время планируется запуск еще нескольких маршрутов. Наше предприятие уже давно вышло за рамки только производства транспортных средств. Следуя концепции технологического маркетинга, мы видим свою миссию гораздо шире: содействовать улучшению имиджа современного города, внедряя эффективные инновационные транспортные решения с заботой о людях и экологии.

Алина КАСЕЛЬ