1994 год

Принятие новой Конституции

Процесс подготовки Основного Закона Беларуси получил старт еще 20 июля 1990 года, когда был сформирован состав Конституционной комиссии. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права.
Не было четкого понимания перспектив и на уровне парламента в целом
Эта работа протекала в сложной политической обстановке. И как в капле воды отразила в себе как противоречивость интересов и амбиций различных ее участников, так и слабое представление многими из них того, какими должны быть основной документ и развитие страны в принципе. Во-первых, под эгидой этой комиссии работали сразу две рабочие группы, конкурировавшие друг с другом. Во-вторых, не было четкого понимания перспектив и на уровне парламента в целом. За парламентскую республику выступали члены БНФ во главе с Зеноном Позняком, за президентскую - остальные политические силы.
Доктор юридических наук, профессор Григорий Василевич, возглавлявший юридический отдел Верховного Совета в 1989 - 1994 годах, а затем Конституционный Суд Беларуси в 1997 - 2008 годах
- Конституционной комиссией после ее создания в июле 1990 года сразу же были образованы две рабочие группы, задачей которых была подготовка двух самостоятельных проектов. При этом никто не делил на власть и оппозицию. Появился дух соревнования, при этом, насколько известно, никто не стремился заполучить текст своих конкурентов: работали самостоятельно. После их подготовки в первой половине 1991-го прошло совместное заседание, на котором за основу был принят проект рабочей группы, которую возглавлял заместитель Председателя Верховного Совета Василий Шолодонов. Мне довелось быть в этой группе его заместителем. Судить о том, насколько качественным был этот проект, можно по тому, что главными были возражения оппонентов лишь относительно названия республики как БССР (закон о переименовании республики был принят позднее, 19 сентября 1991 г.).

Спрашиваю Григория Василевича, работали ли в дальнейшем в составе единой рабочей группы представители оппозиции. Да, и неплохо, говорит Григорий Алексеевич:

- Например, депутаты Валентин Голубев и Евгений Глушкевич, некоторые юристы, которые позиционировали себя в этом качестве. В республике несколько месяцев жили юристы США, представители американской ассоциации адвокатов. Они вели себя достаточно корректно, не навязывали свою точку зрения, были своего рода оппонентами идей, которые обсуждались. Чей еще использовался опыт? Изучались действующие тексты конституций государств Европы, США, а также проекты, которые готовились в других республиках. Выезжали в Россию, где работа над проектом была поставлена на широкую информационную основу.
Мечислав Гриб подписывает Конституцию 15 марта 1994 года в Минске. Фото А. Толочко
Что касается раздела, который посвящен личности, обществу, государству, то он был написан на основе международных документов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Политические решения были за Верховным Советом, Конституционной комиссией. Но изначально концепцию никто не задавал. Юристы, а также депутаты в составе рабочей группы исходили уже из достигнутого: была принята Декларация о государственном суверенитете, появилась многопартийность, ясно было, что частной собственности быть, взаимоотношения между ветвями власти строятся на принципе их разделения, следует зафиксировать в тексте спектр основных прав и свобод, в том числе личных и политических.
Однако Верховный Совет долгое время не мог определиться с формой правления - президентская или парламентарная республика?
Григорий Василевич поясняет: - То есть с тем, какими полномочиями должен обладать глава государства, как работают депутаты в парламенте, могут ли они совмещать какие-либо функции. Споры были о государственности языков, сроке полномочий парламента и Президента, местном самоуправлении, объеме некоторых социально-экономических прав. Помимо этого, много споров было относительно территориального деления. Спорили, нужно ли сохранять области, исполкомы в них, как разделить их полномочия. Значительное внимание было уделено безъядерному статусу Республики Беларусь...
При этом бывший участник Конституционной комиссии подчеркивает важную деталь:

- По большинству спорных вопросов решение не принималось до начала 1994 года. 21 февраля 1994 года на заседании Конституционной комиссии было принято решение принимать главы, посвященные статусу Верховного Совета, президента, а также раздел "Местное самоуправление" путем именных бюллетеней, голосуя в течение трех дней. В итоге при требуемых 231 голосе "за" высказались 266 депутатов, "против" - 16.

Интересно, что одной из спорных была статья, посвященная праву на образование. Некоторые выступали за платное образование, но благодаря мудрости и настойчивости депутатов от ветеранских организаций у нас теперь есть право на бесплатное образование. Вот такие "консерваторы"! Некоторые радикальные "рыночники" отрицали необходимость закрепления в Конституции социально-экономических прав (по примеру Конституции США) - права на труд, на отдых и другие. Парламент разумно с этим не согласился.
15 марта за весь текст Конституции проголосовали путем тайного голосования 236 депутатов, против - 6, воздержались - 8. 28 марта прошло подписание Конституции, а 30 марта, со дня опубликования, она вступила в действие. Этот документ объявил Беларусь унитарным демократическим государством, а также предусмотрел в стране президентскую форму правления.