2004 год

Ремонт
в четырех актах

После развала СССР интервью театральных артистов и режиссеров были пронизаны общей болью: «нет условий», «требуется реконструкция», «зритель не идет» — эти фразы и призывы о помощи звучали с каждой газетной полосы. Фактически образовалось выжженное поле: театры продолжали работать, худо‑бедно выпуская спектакли и приноравливаясь к новым условиям, но возможностей для реализации режиссерских и художественных задумок решительно не было. Состояние театров оставляло желать лучшего, масштабная реконструкция и «реанимация» требовались практически каждому. Работать в таких условиях не могли ни труппы, ни режиссеры.

Возрождение храмов искусства началось после провозглашения независимости Беларуси: с первых и непростых лет Президент Александр Лукашенко заботился о развитии отечественного театрального дела, укреплении позиций театра и сохранении тех культурных традиций и наследия, которыми славилась наша страна. Особое внимание Глава государства уделил вопросу реконструкции театров. Кульминацией в деле модернизации стала принятая в мае 2004 года Программа реконструкции и технического переоснащения государственных театров Республики Беларусь на 2004 — 2010 годы. В программу включили 24 театра — те, которым помощь была необходима срочная, а где‑то и неотложная. Именно на этот период пришелся масштабный ремонт в стенах Большого театра оперы и балета — жемчужины театрального искусства независимой Беларуси.

Большой театр: звено между прошлым и будущим
В последний раз на сцену главной оперной и балетной сокровищницы страны — Большого театра Беларуси — строители пришли 13 лет назад. Когда поставили первые леса, выяснилось: работы больше, чем предполагали. Театр износился до дыр в буквальном смысле. Состояние не просто аварийное — глобальное обновление и модернизация были необходимы Большому как никогда срочно. В 2006 году по поручению Президента началась последняя на сегодняшний день (и самая масштабная) реконструкция театра. Сейчас это здание — символ Минска, одно из немногих связующих звеньев между Беларусью довоенной, послевоенной и новой — независимой страной XXI столетия.
По кирпичику
Так в 1948 году выглядели окрестности Театра оперы и балета
…Впервые опытные рабочие руки понадобились театру сразу после войны. Возведенный в 1939 году на самой высокой точке Старого города, минский оперный только чудом устоял в годы военного лихолетья. Хотя уже в самом начале Великой Отечественной зданию серьезно досталось: во время первых бомбежек Минска в него попала авиабомба, которая повредила административную часть театра. Само здание, однако, уцелело. Сразу же после освобождения столицы в его технических помещениях и гримерках поселили рабочих, которые занимались восстановлением города. Реанимировали они и Большой — Иосиф Лангбард лично контролировал ход реконструкции. Правда, учитывая сложности послевоенной экономики, знаменитому архитектору пришлось уступить и согласиться на планировку, отличную от его первоначальных эскизов. Так, в Большом появилась традиционная для театров ярусная система — ложи и партер, балконы и бельэтажи. Количество зрительных мест уменьшилось, зато на радость публике появились новые элементы декора. За лепнину отвечал именитый белорусский скульптор Андрей Бембель.

В 1967 году театру вновь потребовалась помощь. Тогда архитекторы еще больше упростили интерьеры, а само здание технически переоборудовали.
До основания
В 2006 году по поручению Президента началась последняя на сегодняшний день — и самая масштабная — реконструкция театра. Александр
Лукашенко поставил задачу не только оснастить главный оперный символ Минска новейшими технологическими приспособлениями для работы труппы и показа спектаклей. Одновременно требовалось вернуть зданию первоначальный облик. И даже более — реализовать те идеи Лангбарда, которые в условиях экономии 1930‑х годов и послевоенной бедности не могли быть осуществлены.
Нынешний генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко, занимавший в ту пору должность заместителя министра культуры, вспоминает:
— Хотелось, чтобы нам не было стыдно перед потомками. Поэтому мы сохранили историческую правду в архитектурном облике театра, при этом сцену сделали уникальной.

За время реконструкции театр вырос и вглубь, и ввысь, не меняя при этом внешних габаритов. Декор на стенах и мозаика на полах восстанавливались по оригинальным эскизам Лангбарда. Но если в оригинале расчет был только на паркет, то тут в дело пошли и дорогостоящие материалы — мрамор и гранит. Сцена наклонилась в сторону зрителей, зрительные ряды приподнялись. Новые возможности для «спецэффектов» на сцене появились благодаря гидравлическим шахтам глубиной 20 метров: пространство под сценой специально углубили, вынув больше тысячи кубометров земли. Чуть позже извлекли еще 500 — за счет этого для музыкантов сделали дополнительные помещения рядом с оркестровой ямой. В целом площадь театра после реконструкции увеличилась почти на 9 тысяч квадратных метров, что позволило разместить на его территории новые цехи и технические службы.

Владимир Гридюшко
После строителей за работу взялись реставраторы — десяток лучших специалистов, чей кропотливый труд сегодня заметен и в «небе», и под ногами.
Дело требовало закончить работы к 65‑летию освобождения Беларуси. Справились даже раньше. 8 марта 2009 года состоялось первое театральное представление на обновленной сцене Большого. Обновленный, похорошевший и посвежевший театр открыл лично Президент. Вот что писала «СБ» в номере за 10 марта о том памятном вечере:
«…Театр — это, разумеется, не стены. Это артисты, репертуар, публика, наконец. Но неужели кто‑то серьезно полагает, что творец должен быть голодным? Уж точно не сам творец. И не почитатели его таланта. Поэтому театр, помимо всего прочего, должен быть уютным и современным домом для его обитателей, таким, каким предстал после реконструкции Большой театр оперы и балета.
Если мы суверенны и независимы, то надо создавать символы суверенитета и независимости, объекты, которыми мы будем гордиться
О его политическом значении говорил на открытии Александр Лукашенко:

— Если бы я не торопил, что бы мы сделали за этот короткий промежуток времени примерно в пять лет? Мы бы построили Национальную библиотеку, мы бы создали суперсовременные комплексы — спортивные, культурные, зрелищные, мы, наконец, привели бы в порядок Театр оперы и балета? Нет и еще раз нет! Говорят, что это очень дорого. Повторю еще раз: не я один хотел, чтобы наша страна была суверенной и независимой. А суверенитет и независимость дорогого стоят. Если мы суверенны и независимы, а не провинция другого государства, то надо создавать символы суверенитета и независимости, объекты, которыми мы будем гордиться».

Главная достопримечательность — не здание театра, а уникальное звучание Большого. По акустике его сцена и залы — одни из лучших в Европе. В том числе и поэтому Большой который год лидирует в рейтинге самых посещаемых театров страны. В 2018 году, по данным Национального статистического комитета, на спектаклях побывали 247,2 тыс. зрителей.
КСТАТИ
После грандиозного открытия театра у подножия его лестницы появилась бронзовая табличка: «Здание Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь построено в 1939 году по проекту архитектора Лангбарда И.Г. и реконструировано в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. в 2006 — 2009 годах».
2011 год

Театр имени
Янки Купалы

Зал больших возможностей
В 2011 году по поручению Президента началась реконструкция старейшего театра страны — Национального академического театра имени Янки Купалы. Перед строителями и реставраторами стояла сложнейшая задача: не только сохранить (а кое‑где и восстановить) исторические интерьеры театра, но и превратить его в суперсовременную площадку, на которой возможно воплощение самых невероятных творческих замыслов.
Первым гостем
обновленного театра
стал Президент
Продолжавшаяся два с половиной года реконструкция официально завершилась весной 2013‑го. Для зрителей театр распахнул свои двери 29 марта. Давали «Паўлінку», которой купаловцы традиционно открывают сезон. Первым гостем обновленного театра стал Президент. О визите Главы государства в театр «СБ» писала:

«…Александр Лукашенко прошел по новым помещениям. Здесь для работы и творчества действительно есть все необходимое. И даже чуть больше. Появилась возможность зарабатывать дополнительные деньги. Президенту показали давнюю мечту труппы — большой репетиционный зал».
Сегодня Купаловский театр — визитная карточка Минска, сокровищница его театральных талантов. За 6 лет, прошедших с момента окончания реконструкции, труппа выпустила больше трех десятков успешных премьер, проехала с гастролями от Франции до Китая, покорила Национальную театральную премию и открыла новую страницу в своей насыщенной людьми и событиями биографии. Следующее лето в театре — юбилейное. 100‑й сезон на первой сцене Беларуси без сюрпризов, обещают в театре, точно не обойдется.

2014 год

Белорусский государственный молодежный театр

Хорошо забытое старое
2014 год для молодежного театра стал знаковым во всех смыслах. Там, где еще вчера гудела техника и хлопотали строители, начали обживаться актеры и режиссеры. Шикарное здание по улице Козлова, 17 — заслуженный и такой долгожданный подарок, который «молодежка» получила после пяти лет мытарств по различным сценам города.
Директор театра Виктор Старовойтов возвращается мыслями в прошлое:
— С переездом возможностей у театра стало гораздо больше. Три сцены, современный звук и свет — все они соответствуют потребностям как артистов, так и зрителей.
…Старая площадка на проспекте Машерова, 33 (где труппа работала с 1987 года) все то время, пока артисты обживались на арендуемых и затем уже своих площадях, простаивала. До тех пор пока городские власти не дали старт масштабной реконструкции с расширением площадей. Решение было смелым и долгожданным, ведь для постоянно действующей труппы и реализации всех ее идей помещений объективно не хватало. Изначально предполагалось, что после окончания ремонтных работ коллектив вернется в родные кулисы на Машерова, однако чуть позже идею переиграли. Так город сделал театру поистине царский подарок — дополнительную площадку для репетиций и экспериментов. Теперь молодежный театр может похвастаться сразу двумя сценами: основной на Козлова и дополнительной на Машерова.

5 ноября 2018 года с обретением еще одного творческого дома коллектив поздравила Глава Администрации Президента Наталья Кочанова. Вот что «СБ» передавала с церемонии открытия:
«…Наталья Кочанова выразила уверенность, что новая сцена молодежного театра станет настоящим украшением столицы:
— Стало доброй традицией, когда в преддверии ноябрьских праздников в стране открываются новые социально значимые и производственные объекты. Череда таких подарков уже началась. Замечательно, что в Минске после масштабной реконструкции распахнул свои двери молодежный театр. Здесь созданы прекрасные условия для того, чтобы молодежь могла смотреть хорошие спектакли, проводить репетиции. Здесь очень уютно, красиво — за это спасибо нашим строителям. Думаю, что новая сцена будет достойным украшением города и подарком как для минчан, так и гостей города».
2010 год

Белорусский государственный академический театр юного зрителя

Добрые традиции
Масштабная реконструкция, которая началась в конце 2010 года, успешно завершилась в 2015 году. Все это время театр играл спектакли на старенькой сцене Дома литератора, где не было ни гримерок, ни оборудованной площадки, отвечающей запросам профессиональной труппы. Поэтому окончания кочевой жизни артисты ждали с особым нетерпением. Строители не подвели: в обещанные сроки здание передали в распоряжение высокого искусства. Официально обновленный театр открыли 1 июня 2015 года — в Международный день защиты детей.
На церемонии открытия побывала заместитель Премьер‑министра, а ныне Глава Администрации Президента Наталья Кочанова. «СБ» цитирует слова Натальи Ивановны:

«— Это хороший памятный подарок к празднику и свидетельство того, что в нашей стране есть все условия для того, чтобы дети и молодежь росли здоровыми, счастливыми, образованными. В нынешний год, объявленный по инициативе Президента Беларуси Годом молодежи, молодое поколение может реализовать свои инициативы, заявить о себе конкретными делами, приносящими пользу стране.
Затем вице‑премьер оставила запись в книге почетных гостей ТЮЗа и отправилась на экскурсию…»
Новая удобная сцена дала режиссерам громадный простор для творчества
Главные изменения коснулись зрительного зала. Здесь установили новые мягкие кресла и увеличили расстояние между проходами — такое изменение связано в первую очередь с соблюдением норм пожарной безопасности. Количество мест в итоге уменьшилось — с прежних 455 до 323. Зато условия стали намного комфортнее. Подумали в театре и о зрителях в инвалидных колясках: специально для них у боковых входов строители демонтировали десяток кресел.

Сценический поворотный круг обзавелся пятью люками‑провалами, через которые артисты могут внезапно появляться на сцене или, наоборот, исчезать. Новая удобная сцена дала режиссерам громадный простор для творчества: так, за годы, прошедшие со дня открытия, тюзовцы подарили детям и их родителям десятки суперсовременных и по‑прежнему актуальных спектаклей.
В обновленное здание театральная труппа вернулась с огромным творческим багажом: за стенами родного ТЮЗа было поставлено более десятка спектаклей. Новоселье тюзовцы отпраздновали в соответствии с традицией громкой премьерой — «Синей птицей» по Морису Метерлинку.

Юлиана ЛЕОНОВИЧ