1998 год

Точка отсчета

Что общего между белорусскими дорожниками и приезжающими к нам туристами? Традиция и у тех и у других — фотографироваться у «нулевого километра». Достопримечательности, без которой вот уже 21 год трудно представить Минск и его Октябрьскую площадь. Настоящего центра всех дорог страны. Вместе с архитектором Арменом Сардаровым и скульптором Александром Финским вспомним историю его создания.
Для минчан «нулевой километр» нынче — популярное место встреч. Для туристов — обязательная точка для фото. О туристическом пиаре, впрочем, в конце 1990-х никто и не думал. Будущий знак «Начало всех дорог», вспоминают авторы, воспринимался исключительно как обязательный признак государственности.
Архитектор Армен Сардаров и скульптор Александр Финский
Километраж в советские годы отсчитывался от Кремля, а мы же стали независимой страной
— Километраж в советские годы отсчитывался от Кремля, а мы же стали независимой страной, — рассуждает декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров, в то время возглавлявший архитектурную службу Белдорцентра. — Но своей официальной отправной точки у нас нет... Создать ее предложил тогдашний председатель комитета по автомобильным дорогам Александр Васильевич Минин. Мне же было предложено сделать эскизы.

Альтернативы было три. «Нулевой километр» мог представлять собой вмонтированную в тротуар бронзовую плиту с надписью: «Точка ноль» аккурат напротив Октябрьской площади по другую сторону проспекта Независимости. Как в Париже у Нотр-Дама или в Москве у Кремля. Мог — каплицу-часовенку у Главпочтамта. Ведь именно от этой точки горожане отсчитывали километраж, и именно почтовые станции в Российской империи считались центром всех дорог, этакими перевалочными пунктами, где за проезд и смену лошадей нужно было платить так называемые прогонные деньги. Однако остановились на пирамиде.
— Символе вечности, у которой ко всему прочему есть точка схода, устремленность к небу, — вспоминает Армен Сардаров. — Я собрал архитекторов, отличные ребята. Бригаду возглавил ныне покойный Георгий Федоров. Из фанеры сделали макеты. Ставить решили в центре площади.

Любопытный факт: по первоначальным задумкам пирамида была раза в полтора выше сегодняшней. Замечания и предложения последовали после визита на Октябрьскую площадь Александра Лукашенко.

Армен Сардаров: — В один прекрасный день мне звонит Александр Минин и говорит: «В 12 часов ты должен быть на площади». Смотрю: идут Александр Григорьевич, Премьер-министр, Глава Администрации Президента, мэр города и наш Минин. Стоят минут 5 — 7, что-то обсуждают.
Потом позвали меня, представили — рассказывай, мол. Я начал объяс-нять: такие символы есть всюду — в Париже возле Нотр-Дама, у Белого дома в США… Единственное, показывая на строящийся Дворец Республики, заметил: знаете, знак будет немножко отвлекать от его фасада… И тогда Президент вынес вердикт: сделайте знак чуть-чуть меньше и сдвиньте ближе к проспекту.
В работу включились скульптор Александр Финский и художник по металлу Виктор Заведеев. Фишка от Финского — сделать картуши на «нулевом километре» объемными. И тем самым пирамиду подчеркнуть:
— В эпоху барокко ведь все важнейшие документы Великого княжества Литовского были как раз с похожими завитушками. Форму взял именно из тех времен, насытил нашей сущностью и национальным колоритом, добавил образ дороги, подчеркнул «брукаванку».

Обошелся камень нам, к слову, в 20 тысяч долларов. Сейчас бы стоил раз в пять дороже.
Вместе придумали тексты… Особый акцент: дорога для Беларуси, страны, которая находится на перекрестье многих маршрутов — это «наше всё».

В это время Армен Сардаров решал непростую задачку: где заказать камень? «Белгран» — организация, которую создали, когда в столице строили метро, — готов был «слепить» памятный знак из четырех кусков камня. Соседи-украинцы — из двух.

— Однако Минин ни в какую: «Да вы что, смысл именно в единстве и неделимости!» — продолжает Армен Сергеевич. — Связались, с кем только возможно… На запрос откликнулась… португальская фирма. Обошелся камень нам, к слову, в 20 тысяч долларов. Сейчас бы стоил раз в пять дороже. Очередная загвоздка: как камень доставить? «Белтрансавто» — в отказ. А сроки поджимают: открытие нужно приурочить к Дню Независимости. Выходим на литовцев. Те согласились — привезем. Параллельно начинаем заливать фундамент. Нам сказали: загораживать площадь не дадим. На все про все отвели неделю. Всю эту неделю я тут вместе с бригадой рабочих и проночевал. А параллельно на площади Михаил Финберг со своим оркестром концерты давал. Еще одна деталь: каждый вечер по пути из Администрации Президента к нам заглядывал ее Глава Михаил Мясникович: «Ну как вы, ребята, справитесь?»
Справились. Успели. 30 июня 1998 года знак был готов. Торжественно открыт 2 июля. Дальше предстояла уже работа административно-хозяйственная: пересчитать расстояние от Минска до областных и районных центров, поменять все километровые столбы. За год и это было сделано.
— Вот вы сейчас смотрите на знак. Чувствуете особую гордость за то, что именно вы приложили руку к его созданию? — наблюдая за тем, как очередной иностранный турист делает селфи, интересуюсь у Сардарова и Финского.
Договорились собраться на том самом памятном месте
— Самое лучшее для нас — это когда твое произведение вписывается в пространство, становится логическим акцентом места, живет самостоятельной жизнью. Когда создается ощущение, что это возникло само по себе, — считает Александр Финский. — Представляете, а как-то «нулевой километр» мы и вовсе чуть нашли. Встречали с друзьями миллениум. Договорились собраться на том самом памятном месте. Приехали и затерялись. Площадь — забита! Ведь многие встречу с друзьями назначили именно там.
— Что для меня еще важно, в этом своем произведении я бы ничего не поменял, — подводит итог Армен Сардаров.

Дмитрий УМПИРОВИЧ